где - угловая скорость кривошипа по заданию, и является ;
- длина кривошипа.
Направлен вектор перпендикулярно кривошипу АВ в сторону направления угловой скорости .
Построение планов скоростей это графическое решение векторного уравнения. Для определения скорости точки С составляем два векторных уравнения:
(4)
(5)
где - вектор скорости точки С0, принадлежащей неподвижной направляющей ползуна;
- вектор относительной скорости точки С относительно точки С0;
- вектор относительной скорости точки С относительно точки В.
Вектор , как скорость неподвижной точки. Вектор направлен параллельно x-x, т.к. точка С совершает поступательное прямолинейное движение относительно направляющей. Отсюда и направлен параллельно x-x.
Вектор перпендикулярен звену СВ, т.к. точка С совершает вращательное движение относительно точки В, при повороте кривошипа АВ.
В результате в векторном уравнении
Из шести показателей неизвестны только два, модули векторов и , следовательно, векторное уравнение можно решить графически построением плана скоростей.
На чертеже выбираем произвольно полюс плана скоростей – точку Р. Из полюса откладываем произвольной длины отрезок , изображающий скорость точки В в направлении, перпендикулярном звену АВ в данном положении, в сторону направления угловой скорости . Примем отрезок .
Тогда масштаб планов скоростей будет:
(6)
Отрезок изображает вектор . Решая векторное уравнение через точку проводим линию вектора в направлении, перпендикулярном ВС, а через полюс Р линию вектора , совпадающего с вектором , параллельно направляющей x-x. Точка пересечения этих прямых определяет конец вектора РС, который изображает в масштабе скорость точки С. Её величина определяется по формуле
(7)
где РС - вектор плана скоростей измеренный на чертеже, в мм.
Все вычисления занесены в таблицу 1.
Отрезок bc изображает относительную скорость , причём, стрелка вектора bc должна быть направлена в точку С, обозначая направление относительной скорости. Модуль скорости определяется с помощью масштаба .
(8)
где bc – вектор плана скоростей, измеренный на чертеже, в мм.
Определение величины и направление углов скорости шатуна
(9)
Результаты вычислений сводим в таблицу 1.
Таблица 1
Параметры скоростей способом планов скоростей
положение параметры |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
6/ |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Рс, мм |
0 |
39 |
62 |
62.5 |
44 |
20 |
4 |
0 |
25 |
45 |
58.5 |
57 |
37 |
0 |
4,8 |
7.7 |
7.73 |
5,5 |
2.5 |
0,5 |
0 |
3.1 |
5,6 |
7,24 |
7.05 |
4.5 |
|
bс , мм |
60 |
57 |
38 |
7 |
27 |
50 |
61 |
60 |
5.55 |
36.5 |
6.5 |
35 |
47,5 |
7.4 |
7.05 |
4.7 |
0,9 |
3.3 |
6,2 |
7.5 |
7.4 |
6.9 |
4.5 |
0,8 |
4.3 |
5.9 |
|
7.05 |
6.7 |
4.5 |
0,86 |
3.1 |
5.9 |
7.14 |
7.05 |
6.6 |
4.3 |
0,78 |
4.1 |
5.6 |
Примечание. Скорость не включена в табл. 1, поскольку является постоянной.
Из анализа результатов расчётов видно, что движение точек и звеньев механизма характеризуется периодичностью.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.