Структурный, кинематический и динамический анализ кривошипно-ползунного механизма и шарнирного четырёхзвенника, страница 3

где - угловая скорость кривошипа по заданию,  и является ;

- длина кривошипа.

Направлен вектор  перпендикулярно кривошипу АВ в сторону направления угловой скорости .

Построение планов скоростей это графическое решение векторного уравнения. Для определения скорости точки С составляем два векторных уравнения:

                                                            (4)

                                            (5)

где  - вектор скорости точки С0, принадлежащей неподвижной направляющей ползуна;

 - вектор относительной скорости точки С относительно точки С0;

 - вектор относительной скорости точки С относительно точки В.

Вектор , как скорость неподвижной точки. Вектор  направлен параллельно x-x, т.к. точка С совершает поступательное прямолинейное движение относительно направляющей. Отсюда  и направлен параллельно x-x.

Вектор  перпендикулярен звену СВ, т.к. точка С совершает вращательное движение относительно точки В, при повороте кривошипа АВ.

В результате в векторном уравнении

Из шести показателей неизвестны только два, модули векторов  и , следовательно, векторное уравнение можно решить графически построением плана скоростей.

На чертеже выбираем произвольно полюс плана скоростей – точку Р. Из полюса откладываем произвольной длины отрезок , изображающий скорость точки В в направлении, перпендикулярном звену АВ в данном положении, в сторону направления угловой скорости . Примем отрезок .

Тогда масштаб планов скоростей будет:

                                                                                   (6)

Отрезок  изображает вектор . Решая векторное уравнение через точку  проводим линию вектора  в направлении, перпендикулярном ВС, а через полюс Р линию вектора , совпадающего с вектором , параллельно направляющей x-x. Точка пересечения этих прямых определяет конец вектора РС, который изображает в масштабе  скорость точки С. Её величина определяется по формуле

                                                              (7)

где РС - вектор плана скоростей измеренный на чертеже, в мм.

Все вычисления занесены в таблицу 1.

Отрезок bc изображает относительную скорость , причём, стрелка вектора bc должна быть направлена в точку С, обозначая направление относительной скорости. Модуль скорости определяется с помощью масштаба .

                                                              (8)

где bc – вектор плана скоростей, измеренный на чертеже, в мм.

Определение  величины и направление углов скорости  шатуна

                                                                        (9)

Результаты вычислений сводим в таблицу 1.

Таблица 1

Параметры скоростей способом планов скоростей

положение параметры

0

1

2

3

4

5

6

6/

7

8

9

10

11

Рс, мм

0

39

62

62.5

44

20

4

0

25

45

58.5

57

37

0

4,8

7.7

7.73

5,5

2.5

0,5

0

3.1

5,6

7,24

7.05

4.5

bс , мм

60

57

38

7

27

50

61

60

5.55

36.5

6.5

35

47,5

7.4

7.05

4.7

0,9

3.3

6,2

7.5

7.4

6.9

4.5

0,8

4.3

5.9

7.05

6.7

4.5

0,86

3.1

5.9

7.14

7.05

6.6

4.3

0,78

4.1

5.6

Примечание. Скорость  не включена в табл. 1, поскольку является постоянной.

Из анализа результатов расчётов видно, что движение точек и звеньев механизма характеризуется периодичностью.

1.2.3. Построение графика изменения силы полезного сопротивления