Помимо рассмотренных особенностей анализа структуры надёжности АО необходимо учитывать также проявление в процессе отработки и испытаний АО свойства восстанавливаемости конструкции. В связи с этим в состав объекта отработки и испытаний входят не только собственно конструкция АО, но и стратегия обслуживания и восстановления и восстановления АС и ЗИП. Поэтому объектом отработки являются, наряду с КД и технологической документацией (ТД), также и эксплуатационная документация (ЭД). Особенностью является также представление, связанное с многообразием целей испытаний, вследствие чего испытываемый образец АС оказывается объектом переменной структуры.
В процессе отработки и испытаний конструкции АО информацией (), используемой для оценки ПН, являются данные наблюдений за текущим состоянием изделия в опытах: замеры параметров, произошедшие повреждения и неисправности, сведения о задействованных в опыте «конфигурациях» конструкции, данные о наработках, режимах и условиях испытаний. При этом, комплексная направленность отработки, разнообразие режимов и условий испытаний, отсутствие в штатной программе специальных испытаний на надёжность не препятствуют использованию результатов для оценки ПН, благодаря тому, что результаты испытаний могут быть интерпретированы как успешные или неуспешные, возможен учёт наработки на отказ, могут быть выявлены и классифицированы причины отказов.
Для оценки ПН АО информация о поведении образца в процессе испытаний представляется в одной из двух возможных форм: в индикаторном (да-нет, успех-отказ) или в параметрическом (замеры параметров) виде. В качестве индикаторной информации фиксируются отказы по факту свершения (их формирование, как правило, не наблюдается). Потоки индикаторной (данные об отказах в функции наработки) и параметрической (данные о значениях измеряемых параметров в функции наработки) информации «пересекаются» в случае, когда измеряемые параметры идентифицируются как параметры работоспособности и в опыте наблюдается факт выхода параметра за допусковую область: .
Анализ наблюдаемых отказов является узловым вопросом, поскольку по данным об отказах решаются основные задачи испытаний и отработки: разрабатывается комплекс конструкторско-технологических мероприятий, направленных на совершенствование конструкции образца и его производства, даётся количественная оценка достигнутого уровня надёжности образца и отработанности документации.
Из классификационных признаков отказов, определяющими выбор метода оценки ПН и формирование исходных данных для оценки, являются признаки, идентифицирующие причины отказов, систематичность отказов, устранимость причин отказов.
Наряду с данными об отказах, исходную информацию для оценки ПН в процессе испытаний и отработки АО составляют сведения о доработках конструкции. Доработки, устраняя причины отказов и неисправностей, улучшают конструкцию, видоизменяют её. В связи с этим, учёт данных о доработках при оценке ПН имеет принципиальный характер, т.к. видоизменяемость объекта испытаний «искажает» однородность исходной информации и обязывает применять математические модели, критичные к указанным обстоятельствам. Относительно доработок, направленных на изменение надёжности объекта испытаний, могут быть выдвинуты следующие гипотезы. Доработка устранила i-ю причину отказа >; доработка уменьшила вероятность отказа по i-ой причине;>; доработка не увеличила вероятность отказа по i-ой причине ; доработка не уменьшила вероятность отказа по i-ой причине; доработка изменила вероятность отказа по i-ой причине , где и - вероятность отказа по i-ой причине до и после доработки соответственно. Доработки, вносимые в конструкцию разрабатываемого АО, обуславливают «скачки» значений ПН. Величина «скачков» определяется содержанием доработок - характером устраняемых отказов, количеством устраняемых причин отказов.
Существенным свойством доработки с целью устранения причин отказа является управляемость моментом её проведения относительно факта отказа. В общем случае доработка следует за отказом. После факта проявления отказа, в результате анализа причин отказа, принимается решение о доработке с целью устранения этих причин. Наряду с этим, в процессе испытаний фиксируются текущие значения контролируемых параметров, на основании анализа изменения (дрейфа) которых, возможно принятие решения о проведении доработки до факта выхода параметра за установленные пределы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.