Общая характеристика пакета программ «Надежность», страница 10

i

m

Σm

n

Σn

k

Σk

q

λ

qmin

qmax

1

8

8

17

17

1

1

0,5829

0,4706

0,05

0,7000

2

3

11

7

24

1

2

0,2914

0,4286

0,05

0,5829

3

67

78

233

257

1

3

0,2589

0,2876

0,05

0,2914

4

2

80

28

285

1

4

0,1482

0,0714

0,05

0,2589

5

61

141

485

770

1

5

0,1094

0,1258

0,05

0,1482

6

10

151

102

872

1

6

0,1015

0,0980

0,05

0,1094

7

9

160

159

1031

1

7

0,0730

0,0566

0,05

0,1015

8

4

164

66

1097

1

8

0,0705

0,0606

0,05

0,0730

9

4

168

126

1223

1

9

0,0549

0,0317

0,05

0,0705

10

9

177

203

1426

1

10

0,0541

0,0443

0,05

0,0549

11

29

206

574

2000

0

10

0,0518

0,0505

0,05

0,0541

Рис. 3.7. Траектория процесса отработки АО (тип 4).

Машинное моделирование траекторий отработки и сравнительный анализ моделей оценки надежности.

Машинный эксперимент реализован в среде MAHTCAD.

В результате проведения каждого машинного эксперимента генерируется одна машинная реализация процесса отработки, характеризующаяся числом этапов испытаний , числом испытаний  , числом отказов  и числом устраненных причин отказов  на каждом этапе. Адекватность полученных машинных реализаций исходной реализации отработки АО обуславливается общностью принятых допущений и правдоподобным выбором исходных данных и подтверждается сопоставимостью вида полученных реализаций и  реальных отработок ТК.

Для каждой машинной реализации процесса отработки АО определяется оценка ПН  с помощью моделей «Б» (биномиальная классическая), «Р1» (рекуррентная по календарю доработок) и «Р2» (дифференцированная по типам отказов).

Для каждой модели для нескольких наборов исходных данных определяется дисперсия  и квадратичные риски , где  — смещение оценки ПН от истинного значения,  — истинное значение ПН. При этом используются следующие наборы исходных данных:

-  с изменяющейся хаотично в ходе испытаний величиной значения ПН (тип 1);

-  с возрастающим характером изменения ПН (тип 2);

-  с характером изменения значения ПН, имеющим экстремум в ходе испытаний (тип 3).

Результаты расчетов (рис. 3.8) позволяют определить для каждого типа траекторий отработки наиболее эффективные модели оценки надежности:

-  для траектории отработки тип 1 — «Б»;

-  для траектории отработки тип 2 — «Р1», «Р2»;

-  для траектории отработки тип 3 — «Р1».

Здесь:

-  «Б» — биномиальная классическая модель,

-  «А» — аппроксимационная модель,

-  «Р1» — рекуррентная по календарю доработок модель,

-  «Р2» —дифференцированная по типам отказов модель.

Рис. 3.8. Сравнительный анализ моделей оценки надежности с помощью машинного эксперимента.

Обобщенные рекомендации по выбору модели оценки надежности АО в процессе отработки и испытаний представлены в таблице 3.5.

Таблица 3.5. Выбор модели оценки надежности АО.

Однородные данные

Б

Неоднородные данные

Прогноз ВБР и планирование объема испытаний

А

Характер изменения ПН

1

Б

2

Достоверность определения причин отказов

+

Р1, Р2

Р1

3

Р1