Основной частью статора является полый, цилиндрический пакет, набираемый из тонких и плоских колец электротехнической стали. Кольца изолируются друг от друга специальным лаком, для уменьшения возможности циркуляции вихревых токов в статоре генератора. В пакете статора, параллельно образующей цилиндрической внутренней поверхности, фрезеруются пазы, куда закладываются три симметричные обмотки - фазы статора . Оси фаз развернуты в пространстве одна от другой на угол радиан. На рисунке каждая обмотка показана состоящей из пяти витков- катушек, причем поперечные сечения витков фазы А оставлены светлыми , фазы В заштрихованы, а фазы С зачернены. Две из четырех сторон каждого витка-катушки, так называемые активные стороны, лежат в противоположных пазах статора. Две другие, так называемые лобовые части , проложены в воздухе на торцах статора и на рисунке не показаны. Катушки изготовляют одинаковой ширины, равной половине длины волны основной синусоиды поля. Каждая катушка занимает пару пазов статора. В современных обмотках активные части катушек в пазу располагаются в два слоя. Катушки группы, создающие одну полуволну, лежат в соседних парах пазов, и на рисунке закрашены одним цветом. Такое расположение катушек создает трапециевидное, близкое к синусоидальному , распределение индукции в зазоре между внутренней поверхностью статора и ротором машины.(1) Лобовые части катушек отгибают так, что они проходят вдоль торцевой поверхности пакета статора и не мешают вставлять ротор в машину.
Пакет листов запрессовывается в корпус с лапами, с помощью которых машина крепится к фундаменту. Трехфазная обмотка статора выполняется в виде одно- или многовитковых катушек. Обычно обмотка каждой фазы состоит из нескольких последовательно включенных катушек Начала и концы всех трех фаз машины маркируют и выводят на щиток клеммной коробки, укрепленной на корпусе машины. Это позволяет, по выбору, присоединять обмотку звездой или треугольником к трехфазным системам напряжения, отличающимся в раз.
Ротор представляет собой сидящий на валу цилиндрический пакет , спрессованный из Листов электротехнической стали. По наружной стороне пакета, вдоль образующей цилиндра, симметрично фрезеруются пазы для укладки обмотки.
Существуют две основные конструктивные разновидности роторов - фазный и короткозамкнутый роторы. Абсолютное большинство асинхронных двигателей изготовляется с короткозамкнутым ротором.
Короткозамкнутый ротор имеет обмотку напоминающую беличью клетку : два параллельных торцевых кольца , соединенные между собой стержнями одинаковой длины и сечения. Часто обмотку изготовляют, заливая в пазы ротора алюминиевый сплав и замыкая образовавшиеся стержни кольцевыми отливками , имеющими короткие лопасти для вентиляции машины.
Асинхронные двигатели с фазным ротором - это более дорогие и менее надежные машины, чем короткозамкнутые асинхронные двигатели . Их применяют тогда, когда необходимо обеспечить регулировку частоты вращения ротора электродвигателя, или улучшить его пусковые характеристики.(2) В пазы фазного ротора укладывают трехфазную обмотку ,соединенную звездой или треугольником, концы которой присоединяют к контактным кольцам, закрепленным на оси ротора. Кольца, с помощью щеток подключают к трехфазному реостату . В нормальном состоянии кольца между собой замкнуты накоротко.
Короткозамкнутая многостержневая обмотка типа “беличья клетка” по своим электрическим свойствам эквивалентна трехфазной обмотке и поэтому при рассмотрении теории асинхронного двигателя обычно рассматривается двигатель с фазным ротором.
Ротор вставляется внутрь пакета статора и укрепляется на подшипниках подшипниковых щитов, закрывающих с обоих концов статор. Зазор между пакетами ротора и статора обычно порядка миллиметра и менее. (3)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.