Рис.22 Разрез коллектора. Ламель
Ламели изолированы друг относительно друга. Коллекторные пластины соединены с секциями обмотки якоря. Секцией называется часть обмотки якоря непосредственно соединенная с двумя коллекторными пластинами. (2) Как правило, щетка представляет собой, снабженный гибким токоотводом, графитовый или медно-графитовый параллелепипед, скользящий в процессе вращения якоря по ламелям коллектора. Щетки расположены так, что соприкасаясь в каждый момент со следующими по ходу вращения секциями обмотки, обеспечивают практически постоянное максимальное напряжение между щетками. В этом случае, выпрямленное напряжение состоит из верхушек синусоиды, и, при достаточном числе ламелей коллектора, напряжение между щетками можно считать постоянным. В двигателе постоянного тока коллектор выполняет функции инвертора, преобразовывая постоянный ток сети в переменный ток обмотки якоря.(3) Поэтому двигатель постоянного тока может рассматриваться, как обращенный синхронный двигатель с механическим инвертором - коллектором.
Обычно, якорь представляет собой конструкцию из двух соосных цилиндров, сидящих на одном валу. Один цилиндр - коллектор, набранный из медных ламелей, второй - шихтованный сердечник якоря, набранный из штампованных листов электротехнической стали.
Ламель коллектора (рисунок 22) представляет собой фигурную конструкцию трапециевидного сечения. Ламели , разделенные слоями миканита, специального изоляционного материала на основе слюды, набираются по окружности вала якоря. Укрепляются нажимными, изолированными конусами специальной конструкции и запресовываются на валу в горячем состоянии. Опресованный коллектор протачивается на станке и продораживается. Продораживанием называется операция удаления миканита на небольшую глубину от поверхности коллектора. Специальные выступы (петушки) на коллекторе служат для присоединения к секциям обмотки якоря. Рядом с коллектором на валу якоря находится сердечник якоря. Он набирается из штампованные круглые листы электротехнической стали (рисунок 23).
По окружности листов имеются пазы под якорную обмотку, а вокруг центрального отверстия находятся отверстия вентиляционных каналов. Листы покрывают изоляционным лаком. Толщина листа полмиллиметра, толщина изоляции на порядок меньше. В крупных машинах сердечник собирается из пакетов, толщиной 30 -50 миллиметров, разделенных воздушными промежутками, играющих роль вентиляционных каналов. В пазы сердечника якоря, идущие параллельно оси, или с некоторым скосом, укладывается изолированный провод обмотки .
Рис. 23 Лист стали сердечника якоря
Обмотка якоря укрепляется специальными пазовыми клиньями и бандажами . Концы секций обмотки со стороны коллектора закрепляются пайкой на петушках. Фрагменты обмотки , выходящие за пределы пазов со стороны противоположной коллектору, называются лобовыми частями. Обычно, сразу за лобовыми частями , на вал якоря насаживается крылатка вентилятора.
Неподвижная часть машины постоянного тока, (рисунок 24) как правило, включает в себя станину 19, главные полюса 11, добавочные полюса 8, неточный аппарат 3,4 и подшипниковые щиты 1,17 .
Станина является конструктивной основой машины, а также выполняет функцию части магнитопровода. К станине крепятся остальные части машины. Она , обычно, выполняется из толстых листов катаной стали и имеет вид полого цилиндра с крепежными лапами. У крупных машин станина делается разъемной.
Главные полюса создают основное магнитное поле машины, то есть являются индуктором. Сердечники главных полюсов (полюсные башмаки) набирают из листовой электротехнической стали толщиной 1 - 1,5 миллиметров. Сердечник спрессовывается и скрепляется заклепками.
Со стороны, обращенной к якорю, сердечник полюса имеет расширение - полюсный наконечник, для облегчения проведения магнитного потока через воздушный зазор машины.
Рис.24 Конструкция машины постоянного тока
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.