На сердечник главных полюсов укладывается обмотка индуктора. Полюсные наконечники машин большой мощности имеют пазы для укладки компенсационной обмотки, устраняющей поле реакции якоря. Дополнительные полюса служат для улучшения работы щеточно-коллекторного аппарата. Они устанавливаются в промежутках между главными полюсами, выполняются меньшего размера, чем главные полюса, и как правило, делаются нешихтованными. Катушки добавочных полюсов выполняются из провода большого сечения.
Подшипниковые щиты удерживают подшипники, в которых вращается якорь, и предохраняют от попадания внутрь машины посторонних предметов. Со стороны коллектора, подшипниковый щит удерживает траверсу 3 со щеточным аппаратом. Траверса позволяет перемещать щеточный аппарат вдоль или против направления вращения. На траверсе укреплены стержни - щеточные пальцы, к которых закреплены щеткодержатели со щетками. Щетки прижимаются к коллектору пружинами щеткодержателей, и, по мере износа от трения по коллектору, могут перемещаться в обойме щеткодержателя.
Вопросы для самоконтроля.
1.Каково назначение коллектора генератора постоянного тока? (1)
2. Что такое секция обмотки якоря? (2)
3. Каково назначение коллектора двигателя постоянного тока?(3)
4. Расскажите устройство якоря машины постоянного тока (4)
5. Расскажите об устройстве неподвижных частей МПТ. (5)
В зависимости от способа укладки обмотки различают якоря кольцевые и барабанные. В кольцевых якорях обмотка навивается как на кольцо, так что проводники проходят как снаружи так и внутри кольцевого ферромагнитного каркаса якоря. В барабанных якорях обмотка навивается на сердечник якоря, как на барабан, так что витки проходят только по наружной поверхности сердечника якоря.(1) В настоящее время кольцевые якоря не применяются, ибо проводники, проходящие внутри ферромагнитного каркаса якоря, не работают, так как экранированы от магнитного поля индуктора. Однако, с методической точки зрения, кольцевой якорь очень удобен, так как принцип укладки его обмотки воспринимается значительно легче. Поэтому принято, первоначальные объяснения способов построения якорных обмоток, проводить на примере кольцевых якорей.
Представим себе кольцевой ферромагнитный сердечник с шестью пазами на внешней стороне, равномерно распределенными параллельно оси вдоль окружности. На кольцо наложены шесть витков провода, начало и конец которого соединены. Наружная (прямая) сторона каждого витка уложена в свой паз и называется активной стороной. Обратная сторона каждого витка не является активной стороной, так как лежит внутри кольца, вне магнитного поля полюсов. Сердечник с обмоткой надет на ось якоря. На оси якоря закреплен коллектор состоящий из шести ламелей. Сторона витка лежащая в пазу присоединена к своей коллекторной пластине.
На рисунке 25 представлен развернутый вид такой конструкции. Пунктиром отмечено расположение полюсов и щеток для фиксированного момента времени. В процессе вращения якоря щетки и полюса перемещаются относительно витков обмотки. Будем считать , что щетки сдвинуты на 180 градусов от плоскости проходящей через центры полюсов и ось машины. В этом случае для фиксированного момента времени 1, 2 и 3 секции расположены под северным , а 4, 5 и 6 секции под южным полюсом. Если считать, что проводники относительно полюсов движутся влево, то направление действия ЭДС и знаки щеток соответствует показанному на рисунке.
Рис. 25 Развернутый вид простой петлевой обмотки кольцевого якоря
Обмотка якоря состоит из двух параллельных ветвей, показанных на рисунке 25 справа. Если внешняя цепь генератора замкнута, то ось магнитного поля тока якоря сдвинута относительно магнитной оси полюсов на 180 градусов, размагничивая тот край полюса, на который проводник набегает и намагничивая тот , с которого проводник сбегает.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.