8. Козлов А. С. Развивающее воспитание творчеством. -
Новоси
бирск: Рассвет, 1994. - Ч.
1. - 158 с.
9. Нестеренко А. А. Страна загадок. - Ростов-на-Дону.:
Изд-во Рос
товского ун-та, 1993. - 32 с.
10 Никашин А. И., Страунинг А. М. Системный подход в ознакомлении с окружающим миром и развитии фантазии. - Ростов-на-Дону: Ас-
пект-ТРИЗ, 1993. -• 32 с.
11. Сборник творческих задач по биологии
экологии и ТРИЗ: Учеб
ное пособие / Авт.-сост.
В. И. Тимонов. - Санкт-Петербург: Изд-во ТОО
"ТРИЗ-ШАНС",
1996. - 105 с.
12. Учебные задачи по ТРИЗ: Методические
рекомендации к курсу
"Теория и практика
научно-техническбго творчества" / Сост. Ладош-
кин В. С. - Новосибирск:
"АЛГО", 1989. - 89 с.
13. Царева С. Е. Обучение решению текстовых задач,
ориентирован
ное на формирование
учебной деятельности младших школьников. -
Новосибирск: Изд-во НГПУ,
1998. - 136 с.
14. Царева С. Е. Гуманитаризация содержания образования: сущ
ность, пути и средства реализации //
Вопросы совершенствования про
фессиональной подготовки учителя
на современном этапе развития
высшей школы: Сборник научных трудов.
- Новосибирск: Изд-во НГПУ,
1997.-289 с.
15. Шустерман 3. Г. Новые приключения Колобка, или наука ду
мать для больших и маленьких. - М.:
Педагогика-Пресс, 1993. - 256 с.
УДК
Е. А. Рудакова
Новосибирский государственный педагогический университет
ЯЗЫК НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
В статье рассматривается математический язык как совокупность знаков вербального и невербального характера. Приводится классификация символов и знаков математического языка.
В обучении любому предмету используются естественный, разговорный^ язык и язык соответствующей предмету науки. В обучении математике наряду с естественным языком необходимо использование специального языка математики - математического языка. При этом следует различать собственно математический язык (язык науки математики) и язык преподавания (изложения) математики. О различии этих языков говорили В. В. Мадер [5] и Г. В. Дорофеев [1].
Для построения каждой научной теории нужен свой язык, специфический. Этот язык служит для описания предметной области данной теории. В. В. Мадер называет такой язык "предметным" [5]. Например, язык арифметики натуральных чисел описывает предметную область, состоящую из множества натуральных чисел. В этот язык входят символы операций сложения и умножения, "1^_-единицы натурального ряда, "<" - отношения_порядка и_ др. Такой предметный язык соответствует, согласно теории В. В. Мадера, первому уровню познания. На втором уровне создается так называемая метатеория, которая исследует ранее созданную предметную теорию. Для ее описания используется специальный "метаязык". "Он имеет предметную область, состоящую из символов исходного языка и объектов, необходимых для описания того или иного языкового аспекта" [5]. И предметный, и метаязык используются для описания готовой теории. "Иначе обстоит дело, если мы выражаем наше отношение к теории -размышляем, ставим вопросы, думаем, удивляемся, сомневаемся, уточняем смысл, то мы имеем делос неформальным языком математики. Это уже не собственно математический язык, а язык изложения математики, язык исследователя, язык учителя" [5]. А. А. Столяр отмечает, что "в школьном обучении мы применяем, как правило, словесно - символический язык, включающий элементы и символического языка математики, и естественного словесного языка" [7, с. 38]. Этот язык, кроме собственно математического содержания, способен выразить и некоторые аспекты психологического характера, а также деятельностные ас-пекты изучения математики. В этом языке имеют место такие термины, как "упростить выражение", "найти значение выражения", "решить уравнение" и др., не являющиеся терминами математичес-
244
245
кого языка. "В собственно математический язык они не входят, - считает Г. В. Дорофеев, - по крайней мере, по двум причинам - логической и лингвистической: для математики они недостаточно корректны, и, кроме того, в математическом языке нет целевых указаний или повелительного наклонения, возникающего при переформулировке этих требований в виде "упростите", "докажите" и т. д." [1, с. 39]. Однако такие предложения - требования, сформулированные на естественном языке, являются достаточно ясными и доступными для понимания. Кроме того, в преподавании математики невозможно обойтись без такого рода формулировок.
Из вышеизложенного следует, что обучение математике, в том числе и обучение начальному курсу математики в младших классах школы, предполагает использование некоторого комбинированного языка. Заметим, что в методической литературе для его обозначения вводятся разные термины: "язык изложения математики" (В. В. Мадер [5]), "язык преподавания математики" (Г. В. Дорофеев [1, с. 38]), "язык математических описаний школьного курса математики" (Л. С. Оксман [6, с. 5]), "язык обучения математике" (Дж. Икрамов [3]). В связи с тем, что обучение математике, на наш взгляд, не исчерпывается только изложением, преподаванием или описанием, в данной статье мы будем использовать термин Дж. Икрамова, расширенный применительно к начальной школе - "язык начального обучения математике".
Под языком начального обучения математике будем понимать совокупность некоторой области естественного языка, средств математического языка и дидактического языка, с помощью которых осуществляется обучение математике в начальных классах (рис. 1).
Рассмотрим более подробно составляющие компоненты языка начального обучения математике.
Под естественным языком понимают обычный разговорный язык какого-либо народа (русский, немецкий, японский и др.). Такой язык предназначен, прежде всего, для повседневного общения людей. Начальное обучение математике строится на базе естественного языка. Причем, он является преобладающим по сравнению с математическим языком. Именно с помощью естественного языка возможно описание математических понятий, их свойств. Знакомство с математическими объектами должно быть каким-то образом отражено в речи детей. При этом первоначально учащиеся описывают математические понятия на естественном языке, постепенно переходя к использованию для этих целей математического языка. Основным "подъязыком" [1, с. 39] языка начального обучения математике является математический язык. В методической литературе существуют различные определения математического языка. Так, Дж. Икрамов термин "математический язык" употребляет для обозначения "совокупности всех языковых средств, с помощью которых выражается математическая мысль" [2, с. 5]. При этом Икрамов рассматривает математический язык в качестве сложной системы, включающей в себя много "подъязыков": язык математических символов, геометрических фигур, графиков, диаграмм, а также Элементов естественного языка [2, с. 6]. Н. Н. Левшин под математическим языком понимает "систему, включающую средства родного языка, математическую терминологию, символику, схемы, графики" [4]. При этом, исходя из концепции знакового характера языка, он выделяет в качестве компонентов математического языка семантику и синтаксис. В определении математического языка Л. С. Оксман эти компоненты также нашли отражение: "Математический язык представляет собой совокупность всех терминов, слов, символов, из которых состоят математические предложения, и правил их употребления, определяемых смыслом элементов языка и законами математики" [6, с. 4]. Л. М. Фридман определяет математический язык как "систему математических знаков и символов, операции с которыми совершаются по особым правилам, устанавливаемым в математике" [9, с. 112].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.