Все знаки математического языка определенным образом организованы. Отношения между ними устанавливаются в соответствии с синтаксическими правилами. Под синтаксисом понимают тот аспект языка, который заключается в связи языковых знаков в высказывании и предложении. Если синтаксис словарного запаса математического языка практически совпадает с синтаксисом естественного языка,-Yo с невербальными знаками дело обстоит несколько иначе, хотя и существует определенная аналогия. Слово в формальной математике понимается так же, как и в естественном языке, то есть как последовательность букв (символов) алфавита, имеющая смысл. Например, записи (7,8 + 4)х5; 35; За + 4; a _L b являются словами математического языка, а записи 18 _1_ А; 8 + х9а; 562 : % 65 не имеют смысла, а значит, не являются словами. Из слов так же, как и в естественном языке, составляются предложения. Ими в математическом языке служат равенства, неравенства, формулы и т. п. Например, следующие записи являются предложениями математического языка: 38а + 4 > 50; х = 5; (a _L с л а X Ь) => с || Ъ. Связь слов математического языка в предложения осуществляется посредством символов операций и отношений, а также вспомогательных символов порядка выполнения операций.
Для невербальных математических знаков, отличных от символов, также устанавливаются определенные синтаксические правила. Так, например, соответствующие элементы пар отображения на графе принято изображать стрелками, направленными от первой компоненты ко второй (рис. 4а) соответственные стороны равных фигур отмечаются одинаковыми значками (рис. 46) и т. п.
251
Семантический аспект математического языка проявляется в установлении значений и смыслов языковых единиц. Всякий предмет в математике имеет в математическом языке "имя" (термин В. В. Мадера [5]). При этом под предметом будем понимать не только отдельные объекты (треугольник, число восемь, шар и т. п.), но и процессы - операции (интегрирование, дифференцирование и т. п.), а также и мыслимые предметы (бесконечность). Имя предмета имеет свою внешнюю оболочку. Оно может быть выражено фонетическим словом - термином, быть записано на естественном языке, выражено символическим или другим графическим знаком. Кроме того, каждое имя в математическом языке имеет свой смысл. Таким образом, слово или имя в математическом языке есть комплекс, состоящий из предмета, внешней оболочки и смысла. Все три элемента этого комплекса связаны между собой: имя называет или обозначает предмет, имя имеет смысл, смысл отражает свойства предмета в сознании человека. Комплексное содержание имени может быть представлено схемой, называемой семантическим треугольником (рис. 5).
Таким образом, семантика математического языка раскрывает комплексное содержание каждого математического имени.
Исходя из вышеизложенного, можно заключить,
что матема
тический
язык имеет свою четко организованную структуру: ал
фавит, словарь, синтаксис и семантику. Заметим, что представ
ленный
анализ данной структуры не претендует на семиотичес
кую
точность и полноту. I
252 , > 1
В обучении математике математический язык играет двоякую роль. Математический язык является неотъемлемой частью науки математики. Поэтому в обучении математике использование ее языка является необходимым условием. Без применения средств математического языка описание математических объектов, раскрытие содержания математических понятий максимально затруднено. Кроме того, часто в математических знаках (терминах, символах и т. п.) отражен смысл математических понятий, что значительно облегчает процесс усвоения и понятий, и их обозначений. Математический язык в этой связи является одним из основных средств обучения математике. И получение, и усвоение математических знаний во многом определяется умением правильно составлять цепочки рассуждений в соответствии с законами математического языка. Математический язык является также и средством развития мышления младшего школьника.
Роль математического языка как средства развития мышления школьников и формирования математических понятий, как оперативного аппарата изучения математики признана многими специалистами в области методики преподавания математики: Б. М. Гне-
253
денко, В. А.
Далингером, Дж. Икрамовым, А. Н. Колмогоровым, |
С.
Крыговской, Н. Н. Левшиным, А. И. Маркушевичем и др. ]
Для того, чтобы эффективно использовать математический ']
язык в качестве средства изучения математики, необходимо им ;
владеть.
Следовательно, математический язык должен быть и це
лью
обучения математике.|
Математический язык в начальном обучении математике может быть представлен по-разному. Причем различия могут быть з не только в наборе изучаемых математических знаков, но и в под- 5 ходах к их изучению и использованию. Выбор того или иного i фрагмента математического языка для использования в началь- '■' ном обучении математике определяется и довольно ограниченным промежутком времени обучения, и возможностями усвоения компонентов математического языка младшими школьниками, и содержанием программы, по которой осуществляется обучение.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.