Язык начального обучения математике, страница 4

Третьим компонентом языка начального обучения математи­ке является дидактический язык. Под дидактическим языком бу­дем понимать совокупность вербальных и невербальных языковых средств, не являющихся средствами собственно математического языка, используемых в обучении математике.

Вербальными средствами дидактического языка обуче­ния математике младших школьников являются дидактически приспособленные слова и словосочетания естественного и мате­матического языков, выражающие психологический и деятельнос-тный характер начального обучения математике ("решить урав­нение", "поставить знак", "сделать чертеж", "пример" и т. п.).

К невербальным средствам языка начального обучения математике отнесем графические изображения, вводимые из ме­тодических соображений, предметные действия, средства зритель­ной и слуховой наглядности, жесты и т. п. К графическим изобра­жениям относятся, например, знаки: * - обозначение пропущенно­го знака сравнения или действия, □ - "окошко" для обозначения неизвестного числа, скобки и стрелки в краткой записи условия задачи, рамочки и др.

Язык предметных действий является важным компонентом ди­дактического языка. Он представляет собой действия с материаль-

254


ными объектами или их изображениями. Предметные действия служат опорой при формировании многих понятий в начальном курсе математики, являются средствами выражения содержания математических понятий на доречевом уровне. Так, при форми­ровании понятия действия сложения на первом этапе необходимы такие действия с предметами, как составление одной совокупнос­ти из двух (или нескольких) данных, присоединение к данной со­вокупности некоторых элементов и т. п. Затем происходит посте­пенный переход к вербальным действиям. Сначала словесные описания сопровождают действия с реальными предметами, за­тем действия с их схематическим изображением и затем - дей­ствия в уме.

Средства зрительной и слуховой наглядности так же, как и предметные действия, являются необходимыми компонентами ди­дактического языка начального обучения математике в силу пре­обладания у младших школьников образного мышления. Изуче­ние преобладающего большинства математических вопросов в начальной школе начинается с рассмотрения реальных объектов и явлений действительности. Использование средств зрительной и слуховой наглядности в обучении математике младших школьни­ков предполагает воздействие на органы чувств - зрения (картин­ки, карты, натуральные предметы, изображения на экране, маке­ты и т. п.) и слуха (звукозапись). Такая наглядность является чув­ственной опорой мыслительных действий, иллюстрацией и дово­дом словесного изложения, дополняет и подтверждает его и т. д. В последние годы арсенал средств наглядности значительно обога­тился за счет учебных кино- и видеофильмов, внедрения в практи­ку обучения компьютеров.

Использование языка предметных действий и средств нагляд­ности в начальном обучении математике играет важную роль в процессе познания и понимания математического материала, а также способствует продуктивному общению субъектов обуче­ния. Данные средства дидактического языка дополняются языком мимики и жестов. Он помогает учащимся выразить не только по­нимание сущности того или иного математического вопроса, но и свое эмоциональное отношение к данному материалу.

255


Таким образом, средства дидактического языка вплетаются в канву начального обучения математике, дополняя математичес­кий и естественный языки. А язык начального обучения матема­тике, являясь их органическим единством, выполняет в началь­ном обучении математике функции общения и познания и обес­печивает полноценное математическое образование младших школьников.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ       СПИСОК

1.  Дорофеев Г. В. Язык преподавания математики -и математический
язык // Современные проблемы методики преподавания математики:
Сб. статей / Сост. Н. С. Антонов, В. А. Гусев. - М.: Просвещение, 1985. -

С. 38^7.

2.  Икрамов Док. Математическая культура школьника: Методичес­
кие аспекты проблемы развития мышления и языка школьников при
обучении математике. - Ташкент, 1981. - 278 с.

3.  Икрамов Дж. Язык обучения математике. - Ташкент, 1989. -175 с.

4.  Левшин Н. Н. Особенности обучения математическому языку млад­
ших школьников: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Киев, 1981. - 25 с.

5.  Мадер В. В. Введение в методологию математики: Гносеологичес­
кие, методологические и мировоззренченские аспекты математики. Ма­
тематика и теория познания. - М.: Интерпрайс, 1995. - 464 с.

6.  Оксман Л. С. Проблема совершенствования системы обозначений
школьного курса математики: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М.,

1979.-18 с.

7.   Столяр А. А. Математические понятия, предложения и доказа­
тельства // Методика преподавания математики в средней школе: Об­
щая методика: Учебное пособие / А. Я. Блох и др.; Сост. Р. С. Черкасов,
А. А. Столяр. - М.: Просвещение, 1985. - С. 38-81.

8. Лингвистический энциклопедический словарь. - М-, 1990. -

С. 508-509.

9. Фридман Л. М. Учитесь учиться математике: Кн. для учащихся. -

М.: Просвещение, 1985. - 112 с.

:■} .)

256