Третьим компонентом языка начального обучения математике является дидактический язык. Под дидактическим языком будем понимать совокупность вербальных и невербальных языковых средств, не являющихся средствами собственно математического языка, используемых в обучении математике.
Вербальными средствами дидактического языка обучения математике младших школьников являются дидактически приспособленные слова и словосочетания естественного и математического языков, выражающие психологический и деятельнос-тный характер начального обучения математике ("решить уравнение", "поставить знак", "сделать чертеж", "пример" и т. п.).
К невербальным средствам языка начального обучения математике отнесем графические изображения, вводимые из методических соображений, предметные действия, средства зрительной и слуховой наглядности, жесты и т. п. К графическим изображениям относятся, например, знаки: * - обозначение пропущенного знака сравнения или действия, □ - "окошко" для обозначения неизвестного числа, скобки и стрелки в краткой записи условия задачи, рамочки и др.
Язык предметных действий является важным компонентом дидактического языка. Он представляет собой действия с материаль-
254
ными объектами или их изображениями. Предметные действия служат опорой при формировании многих понятий в начальном курсе математики, являются средствами выражения содержания математических понятий на доречевом уровне. Так, при формировании понятия действия сложения на первом этапе необходимы такие действия с предметами, как составление одной совокупности из двух (или нескольких) данных, присоединение к данной совокупности некоторых элементов и т. п. Затем происходит постепенный переход к вербальным действиям. Сначала словесные описания сопровождают действия с реальными предметами, затем действия с их схематическим изображением и затем - действия в уме.
Средства зрительной и слуховой наглядности так же, как и предметные действия, являются необходимыми компонентами дидактического языка начального обучения математике в силу преобладания у младших школьников образного мышления. Изучение преобладающего большинства математических вопросов в начальной школе начинается с рассмотрения реальных объектов и явлений действительности. Использование средств зрительной и слуховой наглядности в обучении математике младших школьников предполагает воздействие на органы чувств - зрения (картинки, карты, натуральные предметы, изображения на экране, макеты и т. п.) и слуха (звукозапись). Такая наглядность является чувственной опорой мыслительных действий, иллюстрацией и доводом словесного изложения, дополняет и подтверждает его и т. д. В последние годы арсенал средств наглядности значительно обогатился за счет учебных кино- и видеофильмов, внедрения в практику обучения компьютеров.
Использование языка предметных действий и средств наглядности в начальном обучении математике играет важную роль в процессе познания и понимания математического материала, а также способствует продуктивному общению субъектов обучения. Данные средства дидактического языка дополняются языком мимики и жестов. Он помогает учащимся выразить не только понимание сущности того или иного математического вопроса, но и свое эмоциональное отношение к данному материалу.
255
Таким образом, средства дидактического языка вплетаются в канву начального обучения математике, дополняя математический и естественный языки. А язык начального обучения математике, являясь их органическим единством, выполняет в начальном обучении математике функции общения и познания и обеспечивает полноценное математическое образование младших школьников.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Дорофеев Г. В. Язык преподавания математики -и математический
язык // Современные проблемы методики
преподавания математики:
Сб. статей / Сост. Н. С. Антонов, В.
А. Гусев. - М.: Просвещение, 1985. -
С. 38^7.
2. Икрамов Док. Математическая культура школьника:
Методичес
кие аспекты проблемы
развития мышления и языка школьников при
обучении математике. -
Ташкент, 1981. - 278 с.
3. Икрамов Дж. Язык обучения математике. - Ташкент, 1989. -175 с.
4. Левшин Н. Н. Особенности обучения математическому
языку млад
ших школьников: Автореф.
дис. ... канд. пед. наук. - Киев, 1981. - 25 с.
5. Мадер В. В. Введение в методологию математики:
Гносеологичес
кие, методологические и
мировоззренченские аспекты математики. Ма
тематика и теория
познания. - М.: Интерпрайс, 1995. - 464 с.
6. Оксман Л. С. Проблема совершенствования системы
обозначений
школьного курса
математики: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М.,
1979.-18 с.
7. Столяр А. А. Математические понятия, предложения и доказа
тельства // Методика преподавания математики в средней школе: Об
щая методика: Учебное пособие / А. Я.
Блох и др.; Сост. Р. С. Черкасов,
А. А. Столяр. - М.: Просвещение,
1985. - С. 38-81.
8. Лингвистический энциклопедический словарь. - М-, 1990. -
С. 508-509.
9. Фридман Л. М. Учитесь учиться математике: Кн. для учащихся. -
М.: Просвещение, 1985. - 112 с.
:■} .)
256
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.