Г. Н. СКОБЕЛЕВ, А. А. СТОЛЯР Алгоритмы в обучении шестилеток математике // Начальная школа, 1989. - №5. – С.66 – 70.
Одна из важнейших задач обучения математике — проблема управления мыслительной деятельностью ученика в процессе изучения понятий, решения задач и доказательства теорем. Успех обучения связан не только с получением знаний, но и с тем, насколько учащиеся научились думать, ибо решение тех практических задач, с которыми приходится встречаться в жизни, в первую очередь требует умения мыслить.
Значительная часть умственной и практической деятельности человека описывается алгоритмами, а поэтому алгоритмизации обучения в прикладной направленности математики отводится далеко не последняя роль. Значение алгоритмической культуры ученика особенно возрастает в свете изучения основ информатики и вычислительной техники, ибо необходимость в создании базы для этого предмета становится весьма актуальной.
Естественно, возникает вопрос, когда следует начинать работу по воспитанию алгоритмической культуры ребенка.
Для обоснованного ответа на этот вопрос межкафедральная лаборатория по обучению и умственному развитию дошкольников и младших школьников, созданная на общественных началах в Могилевском педагогическом институте, провела в г. Могилеве и Могилевской области десятилетний эксперимент по обучению алгоритмам шестилетних воспитанников детских садов путем создания игровых ситуаций. Предлагаемая статья посвящается описанию этих экспериментов.
Первоначальной базой для эксперимента послужил детский сад № 42 г. Могилева. Позднее было написано вышедшее уже четырьмя изданиями пособие «Математика О», и эксперимент был фактически расширен на территории всей Белорусской ССР.
Цель проведенных экспериментов: 1) создать базу для подготовки детей к восприятию понятия алгоритма и его основных свойств; 2) облегчить алгоритмизацию в обучении математике; 3) создать базу для изучения основ информатики и вычислительной техники. Экспериментаторы — воспитатели детских садов, владеющие фактическим материалом и методикой работы с ним, были подготовлены на факультете дошкольного воспитания Могилевского педагогического института, где читался специальный курс «Теоретические основы формирования элементарных математических представлений» с соответствующими практическими занятиями и деловыми играми.
В процессе эксперимента, в обстановке игр дети интуитивно восприняли понятие алгоритма и таких его основных свойств, как дискретность, детерминированность, результативность и массовость. Игры проводились на упрощенном варианте машины Поста, впервые описанной американским математиком Эмилем Постом в 1936 г.
Идея моделирования машины Поста в виде детских игр и использования ее в обучении была подсказана профессором МГУ, известным специалистом в области математической логики и теории алгоритмов В. А. Успенским. В предисловии к своей брошюре «Машина Поста» (М., 1979) он пишет: «Автор надеется, что предлагаемая брошюра в какой-то мере сможет способствовать продвижению таких понятий, как «алгоритм», «универсальная вычислительная машина», «программирование» в среднюю школу — и даже в ее начальные классы. Личный опыт автора убеждает его, что школьники первых классов и даже старшие дошкольники без труда могут осуществить «вычисления» на машине Поста по заданной программе...»
Машина Поста была выбрана для эксперимента по двум причинам: во-первых, она доступна для Детей 5—6-летнего возраста; во-вторых, на ней можно выполнять настолько большое количество разнообразных вычислений, что ее возможности для работы с шестилетними детьми практически неограничены.
Считая, что сущность дидактической игры состоит в решении познавательной задачи, поставленной в занимательной форме, мы заменили головку теоретической машины Поста на мальчика Колю. Детям трудно понять, как и почему перемещается головка машины, но если им сказать, что существует послушный мальчик Коля, выполняющий команду, которую ему скажут дети, то это воспринимается совершенно естественно. Во всяком случае, в течение десяти лет мы не встретили ни одного случая, когда действия Коли встречали бы у детей какие-либо сомнения.
В наших экспериментах машина Поста представляла собой своеобразную игру, состоящую из ленты, разделенной на 11 клеток, и головки мальчика, названного Колей. Внизу каждой клетки имелись прорези, куда можно было вставлять головку. Помещая Колю около той или иной клетки, мы говорили: «Коля смотрит на клетку», «Коля вставляет кружок в клетку», «Коля вынимает кружок из клетки».
Сравним теоретическую машину Поста с тем вариантом, который был предложен для эксперимента.
Теоретическая машина Поста |
Упрощенный вариант |
Память представляет собой бесконечную ленту, разделенную на клетки. Имеется записывающая и считывающая головка (каретка). Работа машины заключается в том, что головка передвигается вдоль ленты и записывает или стирает информацию. В начальном положении каретка находится против клетки с номером 0 (это однозначно определяет состояние машины перед работой) |
Память является лентой, разделенной на 11 клеток. Существует мальчик Коля, который умеет выполнять команды. Коля по команде может передвигаться вдоль ленты, смотреть на клетку и записывать в нее кружок или удалять его. В начале работы Коля может смотреть на ту клетку, на которую ему прикажут смотреть (нарушается однозначность машины перед работой) |
Мы изменили и систему команд, сделав ее более наглядной. Как и в теоретической машине Поста, в наших командах число, стоящее в начале команды, называется ее номером, а число в конце команды указывает номер следующей команды, на которую нужно перейти.
Теоретическая машина Поста |
Упрощенный вариант |
Команда движения вправо i → j (после выполнения команды выполняется команда номером j ) |
А. → Б. A и Б — числа. Работает аналогично |
Команда движения влево i ← j (работает аналогично команде движения вправо) |
А. ← Б. Тоже |
Печатание метки i Ú j |
А. Б. По команде с номером А Коля вставляет кружок в ту клетку, на которую смотрит, после чего переходит к команде с номером Б. |
Стирание метки i ξ j |
А. Б. По команде с номером А Коля вынимает круг из той клетки, на которую смотрит, после чего переходит к команде с номером Б. |
Передача управления J1 I ? J2 Если секция была пуста, то происходит переход на выполнение команды с номером J1, иначе— на команду с номером J2 |
Если Коля в момент выполнения команды А смотрит на пустую ячейку, то происходит переход на команду с номером Б, иначе — на команду с номером В. |
Команда остановки : i стоп |
Команда остановки 10.! |
Терминология. В процессе эксперимента дети должны овладеть следующими терминами: программа; команда; номер команды; команда перехода влево (вправо); переход на команду номер А (А — число); машина; машина сломалась (безрезультатная остановка); начало работы; равняется (=); плюс; минус; больше; меньше.
Дети также обязаны усвоить написание и произношение чисел от 1 до 10.
Оборудование. Картонная лента в рамке, разделенная на 11 клеток; головка Коли, которая может вставляться в вырезы внизу ленты; 11 кругов, вырезанных из картона и окрашенных в красный цвет (рис. 1); указка.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.