Н. Я. ВИЛЕНКИН, Ю. А. ДРОБЫШЕВ. Воспитание алгоритмического мышления на уроках математики // Начальная школа, 1988. - №12. – С.34 – 37.
В ряде директивных документов последнего времени перед школой поставлена задача вооружить учащихся знаниями и умениями в области использования вычислительной техники. Эти знания и умения необходимы выпускникам средней школы в самых разных областях трудовой деятельности.
Чтобы успешно решить эту проблему, необходимо тщательно проанализировать содержание ряда курсов школьной математики, в том числе и курс математики начальной школы, и усилить алгоритмическую направленность, прикладной подход к отбору содержания и методам его изложения, ориентацию на использование вычислительной техники. Рассмотреть некоторые аспекты работы в этом направлении мы и хотим в данной статье.
Основа для такой работы имеется в тетрадях с печатной основой[1]. Например, предлагаются задания по вычерчиванию геометрических узоров. Основная цель этих заданий состоит в развитии мелких мышц руки и умения подмечать закономерности. Мы считаем, что эти задания при соответствующей методике могут быть использованы для развития алгоритмического мышления. Они удобны тем, что представляют возможность использования их как в машинном, так и в безмашинном вариантах.
Таким образом, мы стремимся показать, что может способствовать 1) формированию у учащихся алгоритмического мышления и, в частности, алгоритмического подхода к решению задач; 2) приобретению простейших навыков работы с компьютерами, умения использовать готовые программы и базы данных и лишь в дальнейшем на этой основе умения программировать.
Способность использовать и разрабатывать алгоритмы — основной элемент компьютерной грамотности. Ежедневно мы составляем алгоритмы различных действий. Академик А. А. Дородницын говорит, что при наличии алгоритма разработка программы — уже вопрос времени, но без алгоритмов сдвинуться с места нельзя. Таким образом, развитие алгоритмического мышления необходимо вне зависимости от того, используется компьютер или нет.
Под алгоритмами мы будем понимать точное описание некоторой последовательности действий.
Доктор педагогических наук И. Н. Антипов в своей статье, посвященной изучению информатики, пишет, что для учащихся начальных классов наиболее доступно словесно-пошаговое описание алгоритма решения задачи[2]. На наш взгляд, в начальной школе дети будут лучше воспринимать наглядно-словесно-пошаговое описание алгоритма. Покажем, как это можно реализовать.
При изучении азбуки учащиеся для развития речи рассказывают сказки по серии картинок. Эти картинки уже упорядочены в соответствии с текстом сказки. Можно дать им те же картинки, сделанные на карточках, но расположенные в беспорядке, и предложить расположить сначала картинки по порядку, а потом рассказать сказку. Тем самым будет составлена программа рассказа из готовых блоков.
Такие же упражнения можно проводить по картинкам, на которых расположены известные учащимся ситуации — утреннее одевание, умывание, завтрак и уход в школу, посещение школьной столовой и т. д.
После выполнения таких упражнений можно перейти к следующему этапу и предложить школьникам без картинок сформулировать алгоритмы укладывания куклы спать, покупки газированной воды в автомате, звонка по телефону и иных ситуаций, выбираемых в соответствии с жизненным опытом школьников данного класса (в сельских школах этот выбор будет иным, чем в городских).
При рассмотрении взятых из жизни программ полезно обсудить вопросы, показывающие в известных случаях возможность, а в иных невозможность перестановки команд, возможность ветвления программы (например, при звонке по телефону в зависимости от того, занят номер или свободен, есть дома абонент или нет, и т. д.). В дальнейшем можно рассматривать и взятые из жизни программы, содержащие циклы (ходьба, выполнение трудовой деятельности и т. д.).
На уроках математики программы полезно составлять при выполнении вычислений, задавая ход вычисления не только выражениями, но и командами. Здесь полезно обучить школьников переходить от одного способа задания выражения к другому.
В подготовительный период полезно играть с детьми в игру «Робот». Суть игры в том, что имеется робот, который понимает четыре команды: «Вперед», «Назад», «Вправо», «Влево». Нужно научиться управлять им. В качестве робота могут выступать сами дети. Они будут выполнять команды, которые предложат им другие школьники. Предполагается, что каждая команда предусматривает перемещение робота на один шаг в соответствующую сторону. Знакомство с ним можно провести так:
— Ребята, у нас в гостях робот. Он очень добрый, но, к сожалению, ничего сам делать не умеет. Давайте его научим. Чтобы все видели, как он будет учиться ходить, мы попросим кого-нибудь из вас стать на некоторое время роботом. Пусть наш робот понимает четыре команды: «Вперед», «Назад», «Влево», «Вправо». Выполняя их, он будет сдвигаться на один шаг в соответствующую сторону.
Учитель вместе с учеником демонстрируют, как робот будет исполнять отдельные команды. Затем предлагаем ученикам дать программу, с помощью которой робот дойдет до двери, до доски или до своего места. Обязательно следует обсудить, что будет делать робот, когда дадим ему команду «Сядь на место» или «Нарисуй квадрат» и т. д. Школьники должны уяснить себе, что робот может выполнять только понятные ему команды. Учитель вместе с учащимися может добавлять новые команды по своему выбору. В этой игре рассматриваем алгоритмы, приводящие к одному и тому же результату. Предлагаем ребятам дать такие команды роботу, после выполнения которых он опять вернется на свое место (например: влево, назад, вправо; вперед или вправо; назад, влево, вперед). ' Можно расширить набор команд, которые выполняет робот, включив умения чертить линии. При этом линии чертятся тоже по командам «Вперед», «Назад», «Влево», «Вправо». Здесь можно давать учащимся задания, сделанные в виде последовательности стрелок, указывающих направление перемещения на один шаг. Нужно заранее подготовить карточки с изображением основных команд, для того чтобы на наборном полотне составлять соответствующий алгоритм. Например, последовательность стрелок задает фигуру:
Большая часть заданий должна носить следующий характер: исполнив команду, построить чертеж; по чертежу составить алгоритм его построения; имея чертеж и программу с пропущенными командами, заполнить пропущенные места; имея чертеж и программу с неверными командами, исправить ее; имея программу и часть чертежа, достроить его согласно программе; зная начальное и конечное положения, построить алгоритм пути.
В качестве примера можно привести следующее задание: выпишите команды, исполнив которые робот пробежит по этому пути:
Если в первом примере изменим вторую команду на противоположную, то в результате исполнения алгоритма получим следующую фигуру:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.