С. Е. ЦАРЕВА. Использование кодоскопа на лекциях по методике преподавания математики // Начальная школа, 1984. - № 5. – С.71-73.
В становлении будущего учителя начальной школы особая роль принадлежит его методической подготовке. Эту подготовку он в основном получает при изучении курса методики преподавания математики.
В лекциях по методике преподавания математики в начальных классах излагаются основные теоретические положения, показывается возможность реализации положений педагогики, психологии и методики в преподавании предмета, значение математических знаний учителя для успешного обучения детей в школе, конкретизируются общие методические требования, освещается опыт передовых учителей.
Лекции знакомят также студентов с историей развития методики, с основными направлениями научных исследований, ведущихся в настоящее время, с еще не решенными проблемами методической науки, с требованиями к математической подготовке учащихся и т. п. Включение в содержание лекций всех перечисленных вопросов дает возможность решать те задачи, которые сформулированы в объяснительной записке к программе по методике преподавания математики.
Реализовать же функции лекций возможно лишь при повышении их информационной насыщенности и одновременном создании соответствующих условий для восприятия и усвоения информации студентами. Повышению информационной насыщенности лекций помогает использование на них кодоскопа.
Раскроем возможности и методику применения кодоскопа на лекциях по методике преподавания математики с целью повышения их информативной емкости.
К каждой лекции готовятся серии кодопозитивов, которые раскладываются в конверты и нумеруются в порядке их использования. Содержание кодопозитивов разнообразно, поэтому и используются они при чтении лекции для различных целей. По цели и месту, которые занимает тот или иной кодопозитив в лекции, их условно можно разделить на три серии.
Первая серия кодопозитивов предназначена для выделения главных моментов лекции.
Вторая серия кодопозитивов носит справочный характер и помогает студентам восстановить в памяти необходимые для понимания лекции знания.
Третья серия кодопозитивов иллюстрирует и конкретизирует основные методические рекомендации, предлагаемые в лекции.
Кратко охарактеризуем содержание кодопозитивов каждой серии и покажем возможную методику работы с некоторыми из них.
Первая серия кодопозитивов содержит основные моменты лекции, которые должны быть отражены в конспектах студентов. Это план лекции и ее разделов; список основной литературы по теме; план изучения того или иного понятия или темы в начальной школе; система требований к знаниям учащихся по определенному разделу; выводы по некоторым разделам лекции или по всей лекции в целом.
Подготовка кодопозитивов этой серии требует серьезной работы над содержанием и последовательностью изложения материала, над выделением наиболее существенного в содержании лекции. Такая серьезная предварительная подготовка способствует разгрузке лекции от второстепенного материала, что в свою очередь приводит к рациональному использованию лекционного времени, создает хорошие предпосылки для усвоения студентами материала, приучает их к правильному конспектированию.
Демонстрация кодопозитива, например, с планом лекции и списком рекомендуемой литературы к данной теме позволяет преподавателю давать дополнительные комментарии. Так, указав литературу по теме и спроецировав ее список на экран, преподаватель имеет возможность кратко охарактеризовать каждую из рекомендуемых книг и статей, пока студенты переписывают список литературы.
Аналогично может проводиться работа и при демонстрации некоторых других кодопозитивов указанной серии с учетом, конечно, их содержания, необходимости таких комментариев, возможности восприятия дополнительной информации студентами.
При проецировании плана лекции или ее раздела можно, например, прокомментировать целесообразность рассмотрения темы именно по предлагаемому плану.
При изложении методики ознакомления с тем или иным понятием часто бывает полезно выделить основные этапы этой работы, последовательность выполнения системы упражнений и т. п. Обоснование содержания этих этапов целесообразно также проводить по ходу проецирования соответствующего” кодопозитива.
Проектирование соответствующего кодопозитива во время лекции помогает студентам записать в тетрадях главное, существенное, а сделанные студентами краткие примечания к каждому пункту позволят им при подготовке к практическим и лабораторным занятиям или к урокам во время педагогической практики легко конкретизировать общее положение в заданиях для учащихся.
Вторая серия кодопозитивов включает материалы по математике, педагогике, психологии, предыдущим лекциям по методике, которые должны быть актуализированы в памяти студентов для лучшего восприятия содержания читаемой лекции.
Применение кодопозитивов второй серии позволяет без особых затрат времени восстановить в памяти студентов необходимые знания, показать межпредметные связи, включить студентов в активный поиск методических путей изучения того или иного материала, путей реализации того или иного требования педагогики, психологии.
Например, в лекции на тему “Методика изучения алгебраического материала в начальной школе” один из пунктов плана лекции формулируется так: “Формирование представлений учащихся об уравнениях. Методика обучения решению уравнений”. Перед изложением этого вопроса студентам предлагается вспомнить определение понятия уравнения. После опроса одного-двух студентов это определение проецируется на экран. На этом же кодопозитиве помещается определение уравнения, которое дается в учебнике математики для IV класса (см. с. 58):
“Равенство с переменной называют уравнением.
Каждое значение переменной, при котором получается верное равенство, называют корнем уравнения.
Решить уравнение — это значит найти все его корни, то есть множество его корней”.
Выясняется идентичность этих определений и делается вывод, что в начальной школе у учащихся должно быть сформировано представление об уравнении как о равенстве, которое при одних значениях буквы может быть верным, а при других — неверным. Подчеркивается, что определение учащимся начальных классов не дается.
Так как определение уравнения спроецировано на экране, то имеется возможность провести его анализ с целью построения плана изучения уравнений в начальной школе. Выясняется содержание подготовительного этапа, обосновывается необходимость ознакомления учащихся с решением уравнений способом подбора. Разработанный план проецируется на экран, студенты приступают к разработке системы упражнений, с помощью которой реализуется каждый пункт этого плана.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.