Аналогично проводится работа с определениями математических понятий на лекциях, темой которых является методика изучения нумерации (на кодопозитиве представляются основные характеристики позиционных систем счисления), математических выражений, величин, арифметических действий и т. п.
При чтении лекций по общим вопросам методики преподавания математики возникает необходимость в актуализации знаний по педагогике и психологии. В отдельных случаях это также можно сделать с помощью кодоскопа. Например, при чтении лекции о методах обучения математике полезно выписать на кодопозитив методы обучения в той классификации, которую преподаватель считает наиболее приемлемой для раскрытия вопросов лекции.
Эффективность использования кодопозитивов этой серии еще более повышается при одновременном применении двух кодоскопов. Один кодоскоп используется для проецирования справочных кодопозитивов, другой — для проецирования кодопозитивов первой или третьей серии.
Например, на лекции по теме “Методика изучения основных величин в начальной школе” для обоснования содержания и последовательности рассмотрения отдельных вопросов при изучении в начальной школе конкретной величины полезно в качестве справки проецировать интуитивно-содержательное описание понятия аддитивно-скалярной величины. Опираясь на него, преподаватель в беседе со студентами обосновывает содержание подготовки к ознакомлению с рассматриваемой величиной, содержание и последовательность ознакомления учащихся со всеми вопросами, относящимися к этой величин. Постепенно это содержание, представленное в виде схемы или перечня этапов изучения данной величины, проецируется через второй кодоскоп.
При невозможности использования второго кодоскопа роль справочного кодопозитива может выполнить таблица соответствующего содержания.
При описанной методике использования справочных кодопозитивов значительно возрастает активность студентов, которые имеют возможность либо участвовать в разработке соответствующих методических рекомендаций, либо следить за логикой развертывания преподавателем методических рекомендаций.
Третья серия кодопозитивов, готовящаяся к лекции, содержит образцы рекомендуемых упражнений и оформления записей в тетрадях учащихся; некоторые рисунки и записи из учебника по математике для I—III классов, учебных пособий; типичные ошибки, допускающиеся учащимися, и т. п.
Кодопозитивы третьей серии демонстрируются тогда, когда необходимо подтвердить сказанное конкретным примером.
При сообщении о том, что ознакомление учащихся I класса с переместительным свойством сложения можно провести по рисунку, данному в учебнике, на экране проецируется этот рисунок. Затем следует краткое описание содержания работы по данному рисунку. Все это помогает студентам легко усваивать материал лекции и получать более конкретное представление об оформлении учебника математики, об упражнениях, имеющихся в нем, о методике использования учебника на уроке в процессе объяснения нового материала.
При изложении вопросов методики формирования вычислительных навыков используются кодопозитивы с образцами развернутых записей и вычислений, с примерами для устного счета, с упражнениями, которые выполняются учащимися на разных этапах формирования вычислительных навыков, с встречающимися типичными ошибками учащихся и т. п. Упражнения берутся нами из тетрадей с печатной основой, пособий для учащихся или учителя, из опыта работы лучших учителей города.
Большой эффект имеет демонстрация ошибок, допущенных учащимися на уроках во время педагогической практики студентов. Преподаватель при этом характеризует методические недочеты студента в ведении урока, которые привели к этим ошибкам. Показ таких кодопозитивов вызывает, как правило, большой интерес у аудитории и значительно повышает активность восприятия материала лекции.
Разумеется, что число таких кодопозитивов, их место в лекции должно быть строги продуманным, показываться они должны только тогда, когда это действительно необходимо. Содержание чаще всего не переписывается полностью студентами, а лишь отражается в схематической форме или указываются источники.
Применение кодопозитивов этой серии позволяет иногда сразу же на лекции показать способы выполнения учащимися отдельных упражнений. Так, при изложении темы “Методика изучения площади” в лекции говорится, что формированию общих представлений о площади и ее измерении способствуют упражнения в измерении площади фигуры с помощью моделей квадратных сантиметров или путем разбиения фигуры на квадратные сантиметры с помощью палетки. Сказанное иллюстрируется показом кодопозитива с изображением фигур, представленных на рисунке 1. Преподаватель прикладывает модели квадратных сантиметров к фигуре 1, затем прикладывает палетку к фигуре 2. Процесс измерения демонстрируется на экране.
Рис.1.
Такая демонстрация может быть использована и на уроке в начальной школе, следовательно, студенты получают информацию и о том, как должны выполнять упражнение учащиеся, как ознакомить их с измерением площади с помощью модели квадратного сантиметра и как использовать для этой цели кодоскоп.
Рассматриваемая серия кодопозитивов является, таким образом, средством осуществления связи теории с практическими и лабораторными занятиями студентов, с практикой обучения в школе.
Кодопозитивы третьей серии полезно сочетать с показом наглядных пособий и дидактических материалов для начальной школы по соответствующим разделам курса математики в I—III классах. Однако эффективным этот прием будет тогда, когда каждая демонстрация кодопозитива и наглядного пособия органически включается в содержание лекции, а не образует специальный раздел ее по показу средств обучения, применяемых в начальной школе при изучении той или иной темы.
Умелое использование кодопозитивов при чтении лекции служит как повышению теоретического уровня, так и усилению ее практической направленности. Наряду с другими приемами использование кодопозитивов значительно повышает информативную емкость лекции, создает хорошие условия для усвоения материала лекции студентами, способствует овладению ими методикой применения кодоскопа на уроках математики в начальной школе.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.