С.Е. ЦАРЕВА. Первые уроки по изучению площади // Начальная школа, 1981. - №10. – с.39-42.
Основная задача изучения геометрического материала в III классе — формирование у учащихся общих представлений о площади и выработка умения вычислять площадь прямоугольника. Наблюдения за выполнением заданий по определению площади прямоугольника показывают, что овладение учащимися этим умением часто оказывается формальным.
С целью устранения указанного недостатка в математической подготовке третьеклассников в 1979 году в программу и в учебник были внесены некоторые изменения, а именно: исключена формула площади прямоугольника S = а* b. Однако отказ от применения формул еще не решает проблему полностью.
Для формирования осознанного умения определять площадь прямоугольника очень важны первые уроки по изучению площади. Недостаточное внимание учителей на этих уроках к упражнениям, направленным на обеспечение понимания детьми конкретного смысла измерения площади, является, на наш взгляд, одной из причин отмеченного недостатка в знаниях учащихся.
На вопрос “Что значит измерить площадь прямоугольника?” дети чаще всего отвечают так: “Это значит, что нужно измерить длину и ширину прямоугольника и найти произведение полученных чисел”. Но ведь найти площадь прямоугольника (в квадратных сантиметрах) — это значит определить, сколько квадратных сантиметров содержится в нем. Учащиеся смешивают понятие измерение площади со способом рационального ее вычисления.
При таком смешении у учащихся создается представление о качественном различии понятий площадь фигуры (отличной от прямоугольника), ограниченной ломаной, площадь прямоугольника, площадь криволинейной фигуры, так как для измерения площади каждой из этих фигур применяются различные способы. Это мешает учащимся при вычислении площади прямоугольника осуществлять самоконтроль за своей деятельностью путем привлечения общих представлений о площади и ее измерении.
Для предотвращения неправомерного разделения качественно однородных понятий и привития таких способов рассуждений, которые помогли бы им осуществлять самоконтроль при вычислении площадей прямоугольников, следует тщательно отрабатывать упражнения, предшествующие вычислению площади прямоугольника по правилу и направленные на формирование представлений о конкретном смысле измерения площади. В своей статье мы и хотим показать, как это лучше сделать.
Ознакомление учащихся с термином площадь и первичное знакомство со сравнением площадей лучше провести в процессе выполнения упражнения, аналогичного упражнению 371 из учебника для III класса. Учитель показывает две фигуры, одна из которых помещена внутри другой, и спрашивает, как можно охарактеризовать взаимное расположение фигур. (Первая фигура находится внутри второй.) Можно еще сказать, что первая фигура полностью помещается во второй. В этом случае говорят, что площадь первой фигуры меньше площади второй фигуры, а площадь второй фигуры больше площади первой фигуры.
Проверяя, как учащиеся усвоили новый термин, учитель показывает еще пару моделей фигур, изготовленных из картона.
Как узнать, площадь какой фигуры больше? (Нужно наложить одну фигуру на другую) Учитель просит одного из учеников продемонстрировать это. Ставятся вопросы: “Площадь какой фигуры больше?”, “Площадь какой фигуры меньше?”
После выполнения этого задания целесообразно провести практическую работу с раздаточным материалом. Каждому ученику дается по две фигуры (они пронумерованы цифрами 1 и 2), которые могут быть у всех учащихся различными Важно лишь, чтобы одна из них полностью помещалась в другой. Для быстроты проверки результатов сравнения можно пронумеровать фигуры так, чтобы в каждой паре цифрой 1 была обозначена фигура с большей площадью. Учащимся дается задание: сравнить площади данных им фигур и выписать (или назвать) их номера в порядке возрастания площади. Для записи ответов удобно использовать индивидуальные доски, так как в этом случае учитель видит ответы сразу всех учащихся. Во время выполнения работы он наблюдает, как дети проводят сравнение.
Затем учитель опять переходит к фронтальной работе с классом. Он предлагает сравнить на глаз, а затем путем наложения площади двух таких фигур, по отношению к которым вопрос не может быть решен тем же способом (см., например, фигуры, изображенные на рисунке 1. С обратной стороны эти фигуры разбиты на одинаковые квадраты). Возникает проблемная ситуация. Учащиеся говорят, что путем наложения нельзя определить, площадь какой фигуры больше. Тогда учитель поворачивает фигуры обратной стороной. Учащиеся при этом обычно сами догадываются, как можно сравнить данные фигуры по площади. Кто-то из них пересчитывает число квадратов в каждой фигуре. Формулируется вывод: если фигуры нельзя сравнить по площади наложением, то можно каждую из фигур разбить на одинаковые между собой фигуры (квадраты, треугольники) и затем подсчитать, сколько их содержится в каждой фигуре. Фигура, в которой содержится большее число таких одинаковых фигур, имеет большую площадь.
Рис.1.
Для закрепления проводится работа по таблице “Площади фигур” под руководством учителя, а затем учащиеся самостоятельно выполняют упражнения 374 и 375. Чтобы подчеркнуть, что для сравнения площадей фигуры должны быть разбиты на одинаковые между собой части, предлагается следующее задание.
Учитель показывает две фигуры, разбитые так, как показано на рисунке 2.
Рис.2.
С помощью учителя дети приходят к выводу, что при таком разбиении сравнить площади фигур путем подсчета числа квадратов и треугольников, содержащихся в них, нельзя. (Ни в коем случае не должен прозвучать вывод, что эти фигуры вообще нельзя сравнить по площади.) Обратную сторону фигур можно разбить на одинаковые между собой фигуры и после вывода, сделанного выше, провести сравнение.
Для проверки усвоения нового материала и для его закрепления проводится практическая работа. Учащимся раздаются листы клетчатой бумаги, на которых изображены пять фигур, причем две из них — прямоугольники. Все фигуры пронумерованы (рис. 3).
Дается задание — сравнить площади данных фигур. Учащиеся подсчитывают число квадратов (клеточек), содержащихся в каждой фигуре, и результат записывают под соответствующей фигурой Можно предложить выписать номера фигур в порядке возрастания площади.
Рис.3.
На втором уроке учащиеся знакомятся с единицей площади — квадратным сантиметром, учатся измерять площади фигур путем разбиения их на квадратные сантиметры с помощью линейки и карандаша, с помощью палетки или путем покрытия фигуры моделями квадратных сантиметров. Опыт показывает большую эффективность использования на втором уроке палетки и моделей квадратных сантиметров.
Не останавливаясь на содержании вводной беседы, во время которой учитель знакомит с понятием и термином квадратный сантиметр, покажем содержание и методику работы, направленную на осознание детьми смысла измерения площади и формирование умения измерять площадь фигур в квадратных сантиметрах.
К уроку готовится раздаточный материал; модели квадратных сантиметров, палетки, листы нелинованной бумаги с изображениями геометрических фигур для проведения практической работы по измерению площади.
После введения квадратного сантиметра учащимся предлагается начертить в тетради квадратный сантиметр и написать 1 кв. см Затем они находят квадратный сантиметр у себя на партах, после чего проводят практическую работу по заранее розданным листам, о которых говорилось выше.
Содержание листов у всех одинаково и может быть, например, таким (рис. 4)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.