Н. Г. ВОРОБЬЕВА, В. Ф. ЕФИМОВ. Плюсы и минусы уроков математики молодых учителей// НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, 2000. - №5- с.23-29.
Методисты районо и ИПКУ, администрация школ формируют свое мнение о профессиональной подготовленности, компетентности молодого учителя в основном по тому, как он проводит уроки, как эти уроки формируют и образовывают учащихся, в том числе и в области математики. В настоящее время молодым учителям предстоит отнюдь не простой, не очевидный выбор содержания, методов, средств обучения математике, в каких бы технологических рамках, педагогических моделях он ни работал, каким бы авторским, альтернативным концепциям ни отдавал предпочтения. От того, как учитель через урок, серию уроков достигает решения многообразных педагогических проблем, зависит, состоялся ли он как профессионально-значимая личность.
В силу специфики нашей работы нам неоднократно приходилось (в последнее время в основном в школах Московской области) наблюдать плюсы и минусы уроков математики учителей, работающих по различным программам и учебникам. Заметно стремление молодых учителей искать и находить методические решения по внедрению сравнительно новых педагогических идей. Во многих школах при подготовке уроков ищущие, думающие учителя не ограничиваются материалом какого-то одного
учебника, тетради-учебника или учебного пособия. Зачастую при работе с учебниками нового поколения (И. И. Аргинская, Н. Б. Истомина, Л. Г. Петерсон, Б. П. Гейдман, Г. Г. Микулина, В. Г. Тарасов и др.) у учащихся на партах находятся и традиционные, проверенные годами учебники математики (М. И. Моро, М. А. Бантова и др.) или обновленные учебники, в авторский коллектив которых вошли С. В. Степанова, С. И. Волкова. С одной стороны, это позволяет констатировать наличие комплексного использования основного средства обучения -учебников, в которых заложены новейшие педагогические, методические воззрения ученых, направленные на всестороннее развитие учащихся, на гуманизацию и гуманитаризацию образования, на формирование общей математической культуры. С другой - в комплексном использовании учебников существует опасность, которая на практике проявляется:
1) в перегруженности уроков математики заданиями, отступлениями, на которые тратятся силы и время учащихся в ущерб усвоению с необходимой полнотой программных знаний, умений и навыков. Перегруженность урока приводит к преждевременному утомлению учащихся;
2) в неоправданном, а иногда и недопустимом переносе в новые условия опыта работы учителя по «накатанной» методике. Например, традиционное построение уроков без изменений переносится на уроки, когда учитель работает по программам и учебникам И. И. Аргинской, Л. Г. Петерсон, Н. Б. Истоминой и др., имеющих иную обучающую направленность.
Во многих уроках, посещенных нами, отсутствуют или весьма нечетко, слишком обще формулируются цели урока. Общие цели обучения математике в течение 3 или 4 лет должны постепенно конкретизироваться, находить свое отражение как в тематическом планировании, разработках серий уроков, так и в каждом отдельном уроке, являющемся «кирпичиком» общего здания математического образования младшего школьника, обеспечивающего подготовку к обучению в среднем звене школы. Нечеткое осознание целей урока не позволяет учителю достаточно ясно представить, обоснованно и квалифицированно выбрать из имеющегося методического арсенала, а методистам увидеть и оценить, что дают используемые на уроке средства обучения, на формирование чего направлены структурные, содержательные и процессуальные «единицы урока», под которыми понимаются этапы урока, упражнения, задания, познавательные акты, специально выстроенные взаимодействия учителя и учащихся, учащихся друг с другом и т.п. Привнесенные в урок иногда в общем полезные, интересные «единицы» урока без учета целеполагания приводят к распространенному и серьезному недочету - содержание урока, отдельные фрагменты не соответствуют его целям.
Но даже правильное, безупречное определение целей бывает недостаточно для эффективного их достижения. Анализируя уроки (конспекты уроков) молодых учителей, можно констатировать, что многие методические ошибки, просчеты являются следствием того, что учителя не владеют технологией разработки урока, которая предполагает единство содержания, методов и форм обучения. Основа технологии построения современного урока - постановка в соответствии с его целями учебных задач. Исходя из концепции деятельностного подхода к обучению (развивающего обучения), предполагающей, что ученик - субъект обучения, необходимо учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся, их восприятие учебного материала, возможности решения поставленных учебных задач. Определяя содержательные единицы урока, необходимо определить, какие из поставленных учебных задач, которые должны быть поняты и приняты учащимися, они решают. Урок для учащихся не должен быть только последовательностью заданий, которые они выполняют по предложению учителя. Часто урок остается времяпрепровождением или в лучшем случае «загадкой», которая мучает ученика, так как он не знает, зачем выполняет задания учителя; он просто привыкает к мысли, что так надо.
Важный момент урока - подведение его итогов. Часто итог урока не подводится либо заключается в выставлении оценок, либо занятие завершается вопросом: «Чем занимались сегодня на уроке?» и получением ответа: «Решали примеры, задачи, считали устно» и т.п. Такое подведение итогов показывает, что учащиеся не поняли и не приняли учебных задач урока, не осознали свое продвижение в изучении учебного материала.
Другой часто встречающийся недостаток «открытых» уроков - их показательный характер. Поэтому эти уроки, как правило, не носят обучающего характера, по типу это скорее уроки закрепления. На них выполняются упражнения на повторение пройденного, показываются правильные ответы учащихся, а не организация, например, поисков этих ответов.
Рассмотрим типичный, на наш взгляд, урок, проведенный в одной из школ Московской области. Представим его конспект и по возможности прокомментируем его.
Тема: Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями (урок в III классе с объяснением нового).
Цели: I. Обучающие: 1) повторить правила деления числа на произведение; 2) познакомить с приемом деления на числа, оканчивающиеся нулями; 3) совершенствовать умение решать задачи и навыки устного счета.
2. Развивающие: развивать мышление, память, внимание, математическую речь.
3. Воспитывающие: формировать интерес к математике, воспитывать аккуратность при ведении записей в тетради.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Индивидуальная работа учащихся у доски. Одновременно - упражнения в каллиграфии.
III.Закрепление изученного (индивидуальные задания - устные и письменные вычисления).
IV.Устные упражнения.
V. Объяснение нового материала. Работа с учебником.
VI. Закрепление нового материала. Самостоятельная работа.
VII. Домашнее задание.
VIII. Итог урока.
Ход урока:
I. Учитель сообщает тему урока, записанную на доске.
II. Двое учащихся вызываются к доске для самостоятельного выполнения следующих заданий:
1. Дана шахматная доска. Надо определить ее площадь, если по длине расположено 8 квадратов, сторона каждого из которых - 2 см.
2. Произвести действия: 10 км 075 м • 2 =…; 4 сут.3 ч • 5 =…; 8 т 415 кг : 3=
1. Ширина прямоугольника в 4 раза короче, чем его длина, равная 36 см. Чему равен периметр прямоугольника?
2. Произвести действия: 9 км 216 м • 2 =…; 5 сут. 7 ч • 3 =…; 5 км 265 м : 3 =
Пока двое работают у доски, учитель проводит упражнения в каллиграфии; установка - писать красиво и аккуратно. Дети записывают под диктовку дроби:
III. Закрепление изученного (индивидуальные задания на устные и письменные вычисления).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.