Проектирование уроков при изучении предметных и методических курсов как средство формирования профессиональной компетентности будущего учителя (на примере проектирования уроков математики)

Страницы работы

Содержание работы

Царева С. Е.   Начальная школа, 2008, № 9. – С. 72 - 79

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКОВ  ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ КУРСОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

(на примере проектирования уроков математики)

С. Е. ЦАРЕВА,

кандидат педагогических наук, профессор

Новосибирский государственный педагогический университет

Проектирование урока позволяет будущему учителю воплотить в конкретные педагогические действия знания по всем дисциплинам учебного плана соответствующей специальности и, прежде всего, по дисциплинам соответствующей предметной подготовки. При проектировании уроков математики такими дисциплинами являются математика и методика обучения математике. Проектирование урока аккумулирует, актуализирует, проявляет профессиональные педагогические взгляды, общекультурные, общепедагогические, психологические, предметные знания, и потому этот вид учебно-педагогической деятельности студента педвуза и педколледжа в наибольшей мере может способствовать формированию всех граней профессиональной компетентности.

Профессиональная компетентность – это готовность качественно осуществлять профессиональную деятельность. Подвидом профессиональной деятельности учителя начальных классов является деятельность обучения младших школьников конкретному учебному предмету (например, математике) и их воспитания через содержание этого учебного предмета и процесс обучения ему.

Готовность человека к любой деятельности, а, следовательно, и профессиональную компетентность можно выразить формулой: «Готовность = желание + знание + умение», или «готов = хочу + знаю + умею».  Эта формула отражает три аспекта, три грани готовности: мотивационно-личностный, информационный и деятельностный[1], что позволяет выделить три составляющие профессиональной компетентности: мотивационно-личностную, информационную и деятельностную и соответствующие им компетенции[2].

Важнейшей задачей проектирования урока в дисциплинах предметной подготовки (дисциплинах соответствующего профиля бакалавра педагогики) является разработка способов реализации педагогических концепций и педагогических целей через содержание учебного предмета, применительно к такому содержанию, и формирование соответствующих компетенций. 

Для реализации проектированием урока своих функций в профессиональной подготовке будущего учителя в современных условиях проектируемые предметное содержание и педагогические действия должны осуществляться на основе: а) гуманитарного смысла содержания школьного учебного предмета; б) прогноза результатов воздействия педагогических действий и содержания обучения на учащихся; в) грамотного, непротиворечивого представления изучаемого учебного предмета; г) признания необходимости организовывать деятельность учащихся с опорой на их «субъектный опыт» (И. С. Якиманская[3])  для придания предметному знания характера «личностного переживания» (В. П. Зинченко[4]) д) безусловного выполнения требований здоровьесбережения.

Одной из эффективных форм представления основной части проекта является сценарий[5] урока. В сценарии прописываются или оговариваются с разной степенью детализации (в зависимости от цели и места проекта в изучении курса) слова учителя и возможные реплики конкретных учащихся, «декорации» – классная доска (в частности, интерактивная доска), наглядные пособия, учебники, и т.п., «ремарки» – действия учителя и учащихся, записи на доске и в тетради.

При оформлении  учебного  проекта урока математики целесообразно выделение следующих  разделов:

1. Характеристика проекта.

1.1.  Курс и семестр, раздел и тема курса математики и методики обучения математике.    1.2. Цели проектирования  (для формирования и развития каких компетенций разрабатывается проект). 1.3. Критерии достижения целей проектирования (по каким признакам можно судить о динамике изменения профессиональных компетенций авторов проекта).

2.  Сценарий урока.

2.1. Класс (год обучения, вид – гимназический, возрастной нормы, педагогической поддержки и т.п.).  2.2. Тема урока. Место урока в системе уроков по изучаемой теме курса (подготовительный, первый, пятый, последний, обобщающий урок по теме, урок итогового внутреннего[6] (внешнего) контроля по теме и  т.п.).  2.3. Учебники и учебные пособия: библиографические сведения об основном учебнике  (название, год издания, используемые страницы), дополнительных учебниках и учебных пособиях, планируемых к использованию на уроке.  2.4. Краткая характеристика класса: количество учащихся, имена и (или) количество учащихся с очень высоким,  высоким,  средним, низким уровнем математических способностей; имена детей, которым нужно особое внимание (легко утомляющиеся, с недостатками зрения, очень медлительные, «моторные», пропустившие уроки и т.п.); другие сведения, которые могут влиять на содержание и организацию урока (привычный для учащихся темп работы, стиль взаимоотношений с учителем, степень освоения материала, на котором базируется материал данного урока и др.   2.5. Цели урока (педагогические цели учителя, учебные цели учащихся), критерии и способы диагностики достижения целей. 2.6. План урока.  2.7. Ход урока (монологи, реплики и действия учителя и учащихся с ремарками). 2.8. Образцы записей на доске и в тетради учащихся, мультимедийные материалы и средства обучения, перечень другого необходимого оборудования.

3. Самоанализ.

3.1. Рефлексия. Оценка соответствия хода и результата проектирования его целям.  3.2. Направления и способы коррекции или развития целей или хода проектирования. 3.3. Постановка новых целей.

Первый и последний разделы придают проектированию учебно-педагогический характер. Они определяют тему и характер сценария урока, степень детализации отдельных его аспектов. Именно они направляют процесс  проектирования на становление профессиональной компетентности, на достижение студентом конкретных учебных целей проектирования. Без них невозможна оценка успешности данного вида учебно-педагогической деятельности студента. Однако в практике профессиональной подготовки учителя именно эти разделы  зачастую отсутствуют, а «конспект урока» пишется студентом для выполнения требований преподавателя. 

Основная часть проекта – учебный сценарий урока. Он может содержать инвариантную и вариативную части. Содержание инвариантной части урока не зависит от реплик и мнений учащихся.  Вариативная часть учебного сценария урока это варианты возможных ответов, реплик и действий детей и учителя.

Похожие материалы

Информация о работе