Проектирование уроков при изучении предметных и методических курсов как средство формирования профессиональной компетентности будущего учителя (на примере проектирования уроков математики), страница 3

4. Изучение или моделирование состава класса и характеристик учащихся.

Урок нельзя проектировать в расчете на абстрактных детей. В реальной педагогической деятельности таких детей нет, а есть Тани и Лены, Коли и Пети, с хорошей и не очень хорошей техникой чтения, легко возбудимые и заторможенные, общительные и стеснительные, открытые и замкнутые, и т.д. Одни уже в первом классе умеют «считать до ста», складывают, вычитают и даже умножают и делят числа. Другие – нетвердо знают последовательность чисел даже в пределах пяти. Одни знают таблицу умножения и деления очень хорошо, другие – плохо, и т. п. Проектирование урока действительно будет обучающим действием, формирующим педагогическую деятельность студента, если каждое действие учителя студент будет планировать для конкретного и неповторимого ребенка, пусть даже воображаемого.  Если сценарий урока готовится к педагогической практике, то информацию об учащихся нужно получить у учителя или наблюдая и беседуя с учащимися.

5. Логико-педагогический анализ представления математического содержания темы урока на страницах учебника, которым пользуются учащиеся.

Цель анализа – определить образовательные, развивающие и воспитательные возможности учебного материала страниц учебника математики в целом и для учащихся конкретного класса (реального или воображаемого). Это невозможно без знания содержания математических понятий, принятых в математике способов действий с математическими объектами, общепринятых математических терминов, символов, графических способов представления понятий, без понимания сущности математики. Анализ содержания учебника нельзя подменять пересказом  описания этого материала авторами учебников.  К авторской характеристике можно обратиться лишь после собственного анализа. К разработкам соответствующего урока, в изобилии имеющихся сейчас в на книжном рынке, тоже лучше обращаться только после некоторой собственной работы над проектом. Копирование чьей-то разработки ничего не дает для профессионального становления.

Для анализа учебника при проектировании урока математики необходимо поставить вопросы, ответы на которые позволят определить возможность использования материала учебника на проектируемом уроке и место работы с учебником. Характер и результат анализа полностью зависит от его цели, реализуемой в вопросах и ответах на поставленные вопросы. Ниже приведены некоторые из таких вопросов.

– Достаточно ли корректно отражает материал учебника изучаемое понятие, способ действия, правило, свойство и т. п.?  Если есть некорректность, как она может быть исправлена? Чем может быть дополнен материал учебника?  – Удобен ли материал учебника  для зрительного восприятия?  – Будут ли понятны вопросы и задания, задачи каждому учащемуся данного класса?  – Какие тексты учебника «вписываются» в замысел урока? – Какие формы организации деятельности учащихся и учителя предполагает использование учебника? – Какие задания учебника можно включить в домашнюю работу? …

Окончательно вопрос об использовании или не использовании, о характере использования на уроке и в домашней работе тех или иных материалов и заданий учебника решается на основе знания математического содержания изучаемой темы, логико-педагогического анализа учебника, характеристик учащихся и целей урока. При этом мы должны помнить, что учебник – это средство обучения.  Цель обучения – положительные изменения  в ученике. Выполнение заданий учебника, чтение его текстов должны использоваться в той мере и тогда, когда с их помощью достигаются цели обучения каждым учащимся класса.  Это, в частности, приобретение учащимися соответствующих предмету компетенций, например, готовности использовать числа и действия с ними в повседневной жизни и учебной работе (формируется при обучении математике), готовность использовать письменную речь на родном языке для решения проблем общения (формируется при изучении родного языка). 

 6.  Формулирование целей урока  и проектирование критериев и способов диагностики степени достижения целей урока, способов фиксации достижений учащихся. 

Так как на уроке взаимодействуют два субъекта обучения – учитель и ученик, то и цели урока – это система целей педагогической деятельности учителя и учебно-познавательной, учебно-исследовательской и т.д. деятельности каждого учащегося. Поэтому наряду с постановкой педагогических целей учителя необходимо формулировать цели, которые учащиеся примут как цели собственной деятельности на уроке. Эффективность педагогической деятельности повышается, когда учителю удается собственные педагогические цели обучения математике, цели конкретного урока трансформировать в образовательные, познавательные, исследовательские цели учащихся. Только в этом случае ученик учит-ся (учит себя), познает, исследует, а учитель помогает ему в этом.

Педагогические цели учителя и учебные, познавательные, исследовательские цели учащихся взаимосвязаны, но не совпадают. Первая цель – это цель взрослого, предметом которой является ребенок, вторая – цель ребенка от 6-ти до 11-ти лет. В исследованиях, приведших к созданию психологической теории учебной деятельности[8] (С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.К. Маркова, В.В. Репкин, Г.А. Цукерман и др.) установлено, что цели деятельности учащихся в учебном процессе смещены на получение конкретного результата: значения числового выражения, ответа на вопрос текстовой задачи и т.п. С позиций этой теории такая деятельность является конкретно-практической, а не учебной. Коэффициент полезного действия обучения, в котором учащиеся поставлены в позицию учащего-ся (учащего себя), гораздо выше, чем тогда, когда они в такой позиции не находятся.[9]

Традиционно формулируют три вида педагогических целей урока: образовательные, развивающие и воспитательные.

Образовательные цели формулируются, как ответы на вопросы: «Чему мы хотим научить ученика на этом уроке? Какие компетенции хотим выработать?» Цели будут действенны, если они конкретны и переводятся в цели деятельности учащегося. Так, педагогическая цель «Научить складывать и вычитать круглые числа», легко преобразуется в цель учащегося «Хочу научиться (научусь) складывать и вычитать круглые числа». Такие цели меняются от урока к уроку.