Для реализации первой цели учитель предложил разделить число 420 на произведение чисел 6 и 2. Рассматриваются три способа деления: 1)(420: 6): 2; 2) 420: 12; 3) (420 : 2): 6.
Данное задание было предложено без какой-либо установки среди множества других заданий, не связанных с изучением нового материала, с темой урока. Поэтому оно недостаточно направлено на повторение, актуализацию изученного перед объяснением нового.
Реализации второй цели был посвящен V этап урока за 15 минут до его окончания, когда учащиеся уже утомлены. По мнению гигиенистов, физиологов, наиболее продуктивными минутами урока считаются первые пять минут, начиная с десятой-пятнадцатой минуты после начала урока. Очевидно, именно на эти минуты и надо планировать наиболее ответственную и трудоемкую работу, какой являлась организация объяснения и усвоения нового, чего не произошло. Положительным является то, что эта организация проводилась с нарастанием доли самостоятельности учащихся, включением в их учебно-познавательную деятельность различных психических процессов: зрительное и слуховое восприятие, вычленение операций в приеме, их анализ (выяснение - что делать в первую очередь, что потом), проговаривание последовательности действий хором и во внутренней речи - комментирование и др.
Следует сделать замечание к подбору чисел, используемых при объяснении нового. Делимое и делитель при нахождении частного заканчивались лишь одним нулем. Вариативность числовых данных при неизменности их окончания нулями способствовала бы эффективности заданий и, следовательно, более прочному усвоению приема. Со случаем вычисления вида 3 600 : 60 учащиеся встретились в текстовой задаче, а случаи вида 3 600 : 600 и др. на уроке совсем не были рассмотрены.
Урок заканчивался вопросами, ответы учащихся на которые свидетельствуют, что цель его, во всяком случае основная, вроде как бы и достигнута. Но если задать себе вопросы: «Что принципиально нового узнали дети на уроке? Выявлена ли была связь между делением на однозначное число и делением на числа, оканчивающиеся нулями?», то цель вроде как бы и не достигнута, так как не понятно назначение данного урока в системе уроков по изучаемой теме.
На наш взгляд, учитель не сформулировал для себя и не донес до учащихся основную учебную задачу урока: показать аналогию между делением на однозначное число и двузначное круглое число и подготовить учащихся к восприятию и усвоению случая письменного деления на двузначное и трехзначное число.
При решении этой учебной задачи необходимо: выявить особенности деления на числа, оканчивающиеся нулями, найти рациональный способ деления, найти необходимые и достаточные условия деления на числа, оканчивающиеся нулями, составить алгоритм деления на числа, оканчивающиеся нулями. Все это обосновывает в том числе и переход от развернутых действий вида (в строчку или в столбик): 3 240 : 60 = 3 240 : (6 • 10) = 3 240 : (10 • 6) = = (3 240 : 10): 6 = 54 к свернутым действиям вида 3 240: 60 - 324 : 6 = 54, в котором происходит «механическое», формальное выполнение без какого-либо содержательного смысла действий по отбрасыванию одинакового количества нулей, находящихся в конце делимого и делителя.
Так как учителем не была четко сформулирована учебная задача и, следовательно, не построена система учебных заданий, то прием деления на числа, оканчивающиеся нулями, в целом оказался изолированным от общего алгоритма деления на любое число (однозначное, двузначное, трехзначное). Рассмотрение частного случая -деления на числа, оканчивающиеся нулями, нужно для того, чтобы показать прием нахождения цифр частного (округления до десятка, сотен). Поэтому появляется еще одна задача - округление двузначных чисел до десятков (делителя) и округления трехзначных чисел до сотен.
Рассмотрим, чем же учащиеся занимались остальные 30 минут урока. Длительное время учащиеся совершенствовали вычислительные навыки и умение решать задачи. Достижению этой цели был посвящен второй, четвертый и частично шестой этапы урока. Очевидно, что подготовка к изучению нового должна была осуществляться также на третьем этапе. Многофункциональность заданий этого этапа - одно из достоинств урока. Но подготовка учащихся к выявлению особенностей деления чисел, оканчивающихся нулями, на нем, как мы уже отмечали, почти отсутствует.
Проанализируем, какими средствами достигались воспитательные и развивающие цели урока. Яркая часть урока — игра «Строим дом», которая должна была бы реализовать цель формирования интереса к математике, тем более что учитель дает следующую установку перед началом игры: «Сегодня мы с вами будем строителями. Нам нужно построить дом. Если мы сегодня построим дом, завтра будем уже его заселять...»
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.