Но на этом все и заканчивается. Оказывается, что на самом деле никакой игры нет. Шесть учеников получают карточки-плиты с заданиями выполнить действия, которые никак не связаны друг с другом. Ученики класса, кроме этих шести, никакого участия в так называемом «строительстве» не принимают. Ничего интересного не было получено и в результате выполнения действий, что могло бы связать эту игру с темой урока. А ведь можно было сделать очень много: получить круглые числа, какую-либо закономерность их расположения, например: ПО, 120, 210, 220, 310, 320, определяющую порядок (последовательность квартир (плит); или 60, 120, 180, 240, 300, 360 - 60 • п (произведение площади квартиры на ее номер) и т.д. Кроме того, раз речь идет о строительстве, можно было бы решать различные задачи, связанные с перевозкой стройматериалов, подъемом груза, расчетом площади и привлечь тем самым к работе всех учащихся, предусмотрев порядок выполнения работ и оказание помощи. При организации такой работы можно было бы учесть трудность и сложность заданий, предлагаемых учащимся, зная их индивидуальные возможности. Но игры, к сожалению, не получилось. Хуже того, об этой игре не вспомнили и на следующем уроке, как было обещано, а начали новую игру.
Другим моментом, призванным реализовывать формирование интереса к математике и ее обучению, было использование литературного образа Незнайки. На уроке он появляется дважды в качестве субъекта, предлагающего задания. Его образ невнимательного, веселого, глубоко не вникающего во что-либо мальчишки не получил необходимого развития при дальнейшем ходе урока.
Возможная сюжетная линия, связанная с Незнайкой, осталась незавершенной, стала лишь моментом урока, не работающим на его гуманизацию в целом.
Таким образом, незавершенность достижения воспитательной цели, связанной с использованием игры и сказочного героя, дает обратный воспитательный эффект.
По замыслу урока цель воспитания аккуратности при ведении записей в тетрадях достигалась при проведении упражнений в каллиграфии (т.е. на втором этапе урока). На наш взгляд, реализация этой цели заужена рамками одного задания. Она могла бы достигаться и на других этапах урока и отразиться в том числе и при подведении итогов урока.
Достижению данной цели способствовало бы обращение внимания учащихся на качество записей и их оформление на доске, показ лучших по аккуратности тетрадей всему классу, взаимонаблюдение за аккуратностью записей соседей по парте и т.п. Заметим также, что прописывание дробей, т.е. сами дроби, никак не были связаны с числовым материалом, используемым на уроке, т.е. чистописание в урок вошло особняком и не способствовало единой линии урока.
Как же достигались развивающие цели урока? Содержание урока, безусловно, требовало проведения специальной работы по развитию мышления, памяти, внимания, речи. Исключение составляет занимательная задача, предложенная в ходе игры «Строим дом» и записанная на «крыше дома». (За одну минуту воробей делает 20 шагов. Сколько шагов воробей сделает за 3 минуты?)
Эта задача на привлечение внимания к анализу текста задачи, ее условий, данных. Скрытый смысл задачи состоит в слове «шагов» (воробей не шагает, а прыгает). Зачем же учитель сообщает, что задача занимательная? Он боится получить ответ - 60 шагов. А ведь ученик будет прав, если даст этот ответ. Следуя законам логики: из ложной посылки можно получить и истину, и ложь. В данном случае импликация «p->q» будет истинной. На примере этой задачи учитель мог бы поговорить о истинных и ложных высказываниях, связав их с темой урока, выявляя, например, необходимые и достаточные условия деления на числа, оканчивающиеся нулями.
Развивающий эффект упражнений учитель мог усилить на любом этапе урока, предложив соответствующие задания. Например, сравнить задачи (на II этапе), провести классификацию записанных дробей или многозначных чисел, которые дети списывали с доски и т.п. Однако таких попыток не было сделано.
Если ставится цель формировать грамотную математическую речь учащихся, то учитель сам должен обладать такой речью в полной мере и служить образцом для подражания. Здесь надо быть особо внимательным к своей речи при формулировке заданий и объяснении их выполнения. Такие словосочетания, как «решите пример», «выполните действия с именованными числами», «нужно из 324 отнять 300», «пятерку, двойку запоминаем», с точки зрения математической культуры должны быть заменены на «найдите значение выражения», «выполните действия со значениями величин», «из 324 вычесть 300», «пять (например, десятков) запоминаем». Отметим также, что вопрос типа: сколько единиц в числе, например, 5 174? - двусмыслен. Данный вопрос следует уточнить: сколько отдельных единиц в числе? Или: сколько единиц в числе в разряде единиц, десятков? и др.
Таким образом, в целом на уроке более или менее успешно были реализованы образовательные цели урока; воспитательные и развивающие цели (хотя и были сформулированы в плане урока) практически остались не реализованными. Последствия такой работы учителя, безусловно, скажутся отрицательно на учащихся, так как отсутствие целенаправленности воспитательной и развивающей функции обучения фактически можно обнаружить почти на каждом уроке.
На наш взгляд, не удалось соединить в единый сплав в целом вполне приемлемо поставленные цели и произвести их эффективную реализацию в течение всего урока, помня о единстве его формы и содержания.
Приведенный в статье анализ урока не исключает других мнений, суждений, оценок, которые можно только приветствовать, если они будут способствовать совершенствованию обучения математике в начальной школе.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.