Учитель. Сегодня мыс вами будем строителями. Нам нужно построить дом. Если мы сегодня построим дом, завтра будем уже заселять его. Но чтобы построить дом, нам надо правильно вычислить, сколько квадратных метров будут занимать каждая квартира и подъезд.
У нас есть материал для строительства дома (показывает карточки в виде плит и одну карточку в виде крыши (треугольник), на которых с обратной стороны написаны задания):
1-я карточка: 154 000 : 4 - 38 470 =
2-я карточка: 336 371 : 7 - 3 154 =
3-я карточка: 6 354 : 2 - 3 254 =
4-я карточка: 800 : (25 • 4) • 3 =
5-я карточка: 768 : 2 - 352 =
6-я карточка: 65 • 100 - 810 • 8 =
7-я карточка (треугольник): За одну минуту воробей делает 20 шагов. Сколько шагов воробей сделает за 3 минуты?
Карточки-плиты раздаются шести ученикам для выполнения заданий. Учитель добавляет, что «крышу» они будут строить все вместе, при этом надо будет решить занимательную задачу.
IV. Устные упражнения. Списать с доски числа и прочитать их: 982,4 680, 15 380,42 000, 1 572 Задаются вопросы: сколько всего десятков, сотен, тысяч в числах? Определить, сколько в этих числах единиц, десятков, сотен.
2. Учитель называет числа 475 782,394 689 014 и предлагает их записать. К доске вызываются учащиеся, которым задаются вопросы: сколько единиц каждого класса в данном числе? В каком классе и в каком разряде отсутствуют единицы? Как называется IV класс? Как называются числа при вычитании? Запишите соседей числа 475 782.
3.К доске вызывается ученик. Предлагается разделить число 420 на произведение чисел 6 и 2. Выясняется, какие способы деления числа на произведение известны, какой способ удобнее применить в данном случае.
4. Проверка выполнения индивидуального задания двумя учащимися (п. И). Выслушиваются ответы учащихся. Задаются вопросы: как называются числа при умножении? Как найти площадь прямоугольника?
5. Завершение игры.
Учитель. Посмотрим, сколько же квадратных метров будет занимать каждая квартира в подъезде нашего дома.
Если вычисления произведены правильно, карточки-плиты прикрепляются к доске.
Весь класс решает задачу, записанную на 7-й карточке (крыше дома).
Учитель. Завтра будет уже можно заселять дом. Молодцы!
Проводится физкультминутка «Буратино» («Раз, два - выше голова...»).
6. На доске написаны цепочки примеров, рядом изображение Незнайки.
Учитель. Ребята, Незнайка затрудняется решить эти цепочки примеров. Давайте ему поможем.
Учитель спрашивает ответы у шести учащихся. Правильные ответы записываются в кружочки. Одного ученика спрашивают подробно, как он решал. Всем учащимся предлагается подсчитать сумму результатов двух цепочек.
V. Объяснение нового материала. Учитель. Дети, откройте учебник на с. 162, рассмотрите примеры, которые там написаны. Прочитайте, как надо выполнить деление в данном случае. А предлагает нам способ деления Незнайка.
Дети читают хором вместе с учителем.
3240 |
60 |
300 |
54 |
240 |
|
240 |
|
0 |
Учащиеся вместе с учителем разбирают пример. При письменном делении что мы должны сделать в первую очередь? Отделить точкой первое неполное делимое 324. Значит, в частном будут две цифры, отмечаем ... Найдем первую цифру частного и т.д.
После разбора хором проговаривается, как разделить 3 240 на 60, затем в тетрадях под хоровое комментирование делится число 5 920 на 80.
VI. Закрепление.
1. Один ученик вызывается к доске для выполнения деления с комментированием, остальные работают в тетрадях. Затем учащиеся самостоятельно выполняют деление чисел в своих тетрадях с последующей проверкой ответов.
2. Задача: На металлургическом заводе принято 3 600 т угля в вагонах, по 60 т в каждом, и столько же угля в вагонах по 90 т в каждом. Каких вагонов потребовалось больше и на сколько больше?
Один ученик решает задачу у доски, остальные записывают решение в тетрадях.
1)3 600 т : 60 = 60 (в) - вагонов, по 60 т в каждом
2)3 600:90 = 40 (в) - вагонов, по 90 т в каждом
3)60 - 40 = 20 (в)
Ответ: вагонов по 60 т потребовалось на 20 больше.
3. Вновь вызывается к доске ученик для решения примера 2 520 : 20, остальные выполняют то же задание в тетрадях под комментирование ученика, работающего у доски.
4. Самостоятельная работа. Учащиеся в тетрадях выполняют деление:
1 240 : 40 1 920 : 40 1 650 : 30 2 610:30 2 820:60
VII. Домашнее задание: № 742 (1-й столбик) и № 755.
VIII. Итог урока.
Учитель. Чем мы занимались на уроке? Какую тему изучили? У кого возникли трудности? Кто совсем не понял тему?
В представленном уроке так или иначе через вполне приемлемое содержание достигались все заявленные цели. Реализации основных из них было отведено достаточно времени. На уроке учитель использовал различные формы и методы обучения (учебной деятельности) учащихся: индивидуальную и фронтальную работу, объяснение и беседу, самостоятельную работу и комментирование, игру, наглядный материал; сделана попытка подвести итог.
Проанализируем данный урок с точки зрения эффективности достижения ведущих обучающих целей урока: 1) повторить правила деления числа на произведение; 2) познакомить с приемом деления на числа, оканчивающиеся нулями.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.