Плюсы и минусы уроков математики молодых учителей, страница 2

Учитель. Сегодня мыс вами будем стро­ителями. Нам нужно построить дом. Если мы сегодня построим дом, завтра будем уже засе­лять его. Но чтобы построить дом, нам надо правильно вычислить, сколько квадратных мет­ров будут занимать каждая квартира и подъезд.

У нас есть материал для строительства до­ма (показывает карточки в виде плит и одну карточку в виде крыши (треугольник), на кото­рых с обратной стороны написаны задания):

1-я карточка: 154 000 : 4 - 38 470 =

2-я карточка: 336 371 : 7 - 3 154 =

3-я карточка: 6 354 : 2 - 3 254 =

4-я карточка: 800 : (25 • 4) • 3 =

5-я карточка: 768 : 2 - 352 =

6-я карточка: 65 • 100 - 810 • 8 =

7-я карточка (треугольник): За одну мину­ту воробей делает 20 шагов. Сколько шагов воробей сделает за 3 минуты?

Карточки-плиты раздаются шести учени­кам для выполнения заданий. Учитель добав­ляет, что «крышу» они будут строить все вме­сте, при этом надо будет решить заниматель­ную задачу.

IV. Устные упражнения. Списать с доски числа и прочитать их: 982,4 680, 15 380,42 000, 1 572 Задаются вопросы: сколько всего десятков, сотен, тысяч в числах? Определить, сколько в этих числах единиц, десятков, сотен.

2. Учитель называет числа 475 782,394 689 014 и предлагает их записать. К доске вызываются учащиеся, которым задаются вопросы: сколько единиц каждого класса в данном числе? В ка­ком классе и в каком разряде отсутствуют еди­ницы? Как называется IV класс? Как называ­ются числа при вычитании? Запишите соседей числа 475 782.

3.К доске вызывается ученик. Предлагает­ся разделить число 420 на произведение чисел 6 и 2. Выясняется, какие способы деления чис­ла на произведение известны, какой способ удобнее применить в данном случае.

4. Проверка выполнения индивидуального задания двумя учащимися (п. И). Выслушива­ются ответы учащихся. Задаются вопросы: как называются числа при умножении? Как найти площадь прямоугольника?

5.  Завершение игры.

Учитель. Посмотрим, сколько же квад­ратных метров будет занимать каждая квар­тира в подъезде нашего дома.

Если вычисления произведены правильно, карточки-плиты прикрепляются к доске.

Весь класс решает задачу, записанную на 7-й карточке (крыше дома).

Учитель. Завтра будет уже можно засе­лять дом. Молодцы!

Проводится физкультминутка «Буратино» («Раз, два - выше голова...»).

6. На доске написаны цепочки примеров, рядом изображение Незнайки.

       Учитель. Ребята, Незнайка затрудняется решить эти цепочки примеров. Давайте ему поможем.

 


Учитель спрашивает ответы у шести уча­щихся. Правильные ответы записываются в кру­жочки. Одного ученика спрашивают подробно, как он решал. Всем учащимся предлагается под­считать сумму результатов двух цепочек.

V. Объяснение нового материала. Учитель. Дети,  откройте учебник  на с. 162, рассмотрите примеры, которые там на­писаны. Прочитайте, как надо выполнить де­ление в данном случае. А предлагает нам спо­соб деления Незнайка.

Дети читают хором вместе с учителем.

3240

60

300

54

  240

  240

0

Учащиеся вместе с учителем разбирают пример. При письменном делении что мы должны сделать в первую очередь? Отделить точкой первое неполное делимое 324. Значит, в частном будут две цифры, отмечаем ... Найдем первую цифру частного и т.д.

После разбора хором проговаривается, как разделить 3 240 на 60, затем в тетрадях под хоро­вое комментирование делится число 5 920 на 80.

VI.           Закрепление.

1.  Один ученик вызывается к доске для вы­полнения деления с комментированием, осталь­ные работают в тетрадях. Затем учащиеся само­стоятельно выполняют деление чисел в своих тетрадях с последующей проверкой ответов.

2.  Задача: На металлургическом заводе принято 3 600 т угля в вагонах, по 60 т в каж­дом, и столько же угля в вагонах по 90 т в каждом. Каких вагонов потребовалось больше и на сколько больше?

Один ученик решает задачу у доски, ос­тальные записывают решение в тетрадях.

1)3 600 т : 60 = 60 (в) - вагонов, по 60 т в каждом

2)3 600:90 = 40 (в) - вагонов, по 90 т в каждом

3)60 - 40 = 20 (в)

Ответ: вагонов по 60 т потребовалось на 20 больше.

3. Вновь вызывается к доске ученик для ре­шения примера 2 520 : 20, остальные выполня­ют то же задание в тетрадях под комментиро­вание ученика, работающего у доски.

4.  Самостоятельная работа. Учащиеся в те­традях выполняют деление:

1 240 : 40        1 920 : 40       1 650 : 30 2 610:30      2 820:60

VII. Домашнее задание: № 742 (1-й стол­бик) и № 755.

VIII. Итог урока.

Учитель. Чем мы занимались на уроке? Какую тему изучили? У кого возникли труднос­ти? Кто совсем не понял тему?

В представленном уроке так или иначе че­рез вполне приемлемое содержание достига­лись все заявленные цели. Реализации основных из них было отведено достаточно времени. На уроке учитель использовал различные формы и методы обучения (учебной деятельности) уча­щихся: индивидуальную и фронтальную рабо­ту, объяснение и беседу, самостоятельную рабо­ту и комментирование, игру, наглядный матери­ал; сделана попытка подвести итог.

Проанализируем данный урок с точки зрения эффективности достижения ведущих обучающих целей урока: 1) повторить правила деления числа на произведение; 2) познакомить с приемом деле­ния на числа, оканчивающиеся нулями.