Учитель последовательно организует работу с каждой фигурой.
Найдите на листе фигуру под номером 1. Покройте ее квадратными сантиметрами.
Рис.4.
Сколько квадратных сантиметров в фигуре 1? (3.) В этом случае говорят, что площадь фигуры 1 равна трем квадратным сантиметрам. Объясните, что значит, что площадь фигуры 1 равна трем квадратным сантиметрам. (Это значит, что в фигуре 1 содержится 3 квадратных сантиметра.) Что такое квадратный сантиметр? (Это квадрат со стороной 1 см.) На листе под фигурой 1 учащиеся делают соответствующую запись: 3 кв. см.
С помощью моделей квадратных сантиметров учащиеся измеряют также площадь фигуры 2 и результат записывают под ней. После выполнения этой работы учитель говорит, что ,так измерять площадь долго и трудно. Легче разбить фигуру на квадратные сантиметры с помощью линейки и карандаша и затем подсчитать их число. Для определения площади фигуры 3 учащиеся расчерчивают ее на квадратные сантиметры и, подсчитав их, записывают результат под фигурой—14 кв. см.
Проверяя правильность выполнения задания, учитель не только просит назвать величину площади, но и спрашивает, что значит, что площадь фигуры равна, например, 14 кв см. (Это значит, что в фигуре содержится 14 квадратных сантиметров, т. е. 14 квадратов со стороной 1 см.)
Следующий этап — знакомство с палеткой и измерение площади с помощью палетки. Это может быть сделано в процессе такой беседы. Расчерчивать фигуру на квадратные сантиметры, говорит учитель, тоже довольно трудно. Для того чтобы облегчить задачу определения площади фигур, применяется прозрачная пленка, разделенная на квадратные сантиметры (палетка). Для нахождения площади фигуры достаточно наложить палетку на фигуру так, чтобы стороны квадратов на палетке совпали со сторонами фигуры. (Для демонстрации очень удобно использовать кодоскоп.) После показа палетки и измерения посредством ее площади фигуры учитель дает задание: измерить площади фигур 4 и 5, используя палетку. Учитель следит за тем, чтобы учащиеся правильно накладывали палетку на фигуру.
Так как фигура 5 — прямоугольник, то при проверке задания проводится дополнительная работа, целью которой является подготовка к выводу правила вычисления площади прямоугольника. Учащиеся под руководством учителя находят два рациональных способа подсчета числа квадратов, содержащихся в прямоугольнике. Можно также предложить учащимся измерить длину и ширину прямоугольника и сравнить полученные числа с числом квадратных сантиметров в ряду и количеством рядов, с числом квадратных сантиметров в столбце и количеством столбцов. Здесь же проводится работа по предотвращению смешения учащимися понятии площадь прямоугольника и периметр прямоугольника.
Дается задание: определить периметр прямоугольника 5. Ставится ряд вопросов: что нужно сделать, чтобы найти площадь прямоугольника? (Нужно разбить его на квадратные сантиметры и подсчитать их число.) Что нужно сделать, чтобы найти периметр прямоугольника? (Нужно измерить его стороны и найти сумму длин всех сторон.) В каких единицах измеряется площадь? (В квадратных сантиметрах) . В каких единицах измеряется периметр? (В сантиметрах).
Для закрепления нового материала выполняются упражнения 382 и 383. При подведении итога урока учитель еще раз подчеркивает все основные положения рассмотренного на уроке материала.
Вывод правила о вычислении площади прямоугольника проводится так, как это описано в методических пособиях и в учебнике с небольшими, но очень важными, на наш взгляд, дополнениями. Вычисляя площадь прямоугольника по правилу, необходимо подчеркивать, что, находя произведение чисел — значений длины и ширины прямоугольника, — мы фактически подсчитываем число квадратных сантиметров, содержащихся в нем. На первых уроках, а при затруднениях и на последующих, мы считаем необходимым требовать от учащихся словесного обоснования необходимости выполнения действия умножения над соответствующими числами для определения площади прямоугольника.
Это обоснование может выразиться в виде таких рассуждений.
Нам нужно, найти площадь в квадратных сантиметрах прямоугольника, длина которого равна 5 см, а ширина 4 см. Найти площадь прямоугольника — значит определить число квадратных сантиметров, помещающихся в нем. Длина данного прямоугольника 5 см, значит, по его длине в одном ряду (полосе) уложится 5 квадратных сантиметров. Так как ширина прямоугольника 4 см, то таких рядов (полос) в нем будет 4, т. е. в прямоугольнике содержится 4 ряда по 5 квадратных сантиметров в каждом ряду. Тогда весь прямоугольник содержит 5*4 кв. см, или 20 кв. см. Площадь прямоугольника равна 20 кв. см. Аналогичные рассуждения проводятся и для другого способа подсчета числа квадратов.
Не приводя здесь подробно хода урока по ознакомлению со способом вычисления площади прямоугольника, отметим лишь последовательность формирования навыка вычисления площади прямоугольника.
Определение площадей прямоугольников, длина одной из сторон которых равна 1 см.
Определение площадей -прямоугольников, длины сторон которых более 1 см и выражаются натуральными числами, путем разбиения их на квадратные сантиметры одним из способов, затем путем разбиения на полосы или столбцы шириной в 1 см и, наконец, с помощью нанесения только делений по длине и ширину.
Формулировка правила. Вычисление площади прямоугольника путем нахождения произведения соответствующих чисел с обоснованием и последующей проверкой результата путем разбиения прямоугольника на квадратные сантиметры палеткой или расчерчивания и непосредственного их подсчета.
Выработка умения вычислять площадь прямоугольника по его длине к ширине. Обоснование и непосредственное измерение требуется от учащихся лишь в случае затруднения или при обнаружении ошибки.
Первый, второй и третий этапы в основном выполняются на одном уроке. Четвертый этап продолжается в течение всех последующих уроков до полного и осознанного овладения учащимися соответствующим умением.
Представленная здесь последовательность формирования умения вычислять площадь прямоугольника позволяет добиться прочности и осознанности его усвоения. Учащиеся получают возможность проводить самоконтроль при выполнения заданий на определение площади прямоугольника.
Яркие, конкретные представления о смысле измерения площади, которые учащиеся получают в процессе выполнения приведенных в статье упражнений, и выполнение в дальнейшем заданий на определение площади и периметра одного я того же прямоугольника предупреждают смещение понятий площадь прямоугольника и периметр прямоугольника. И самый важный результат при таком изучении площади прямоугольника — это исключение механического запоминания правила вычисления площади прямоугольника.
Использование палетки на первых этапах ознакомления с площадью позволяет подчеркнуть общность понятия площади для всех фигур независимо от их формы. На уроке же, который посвящен измерению площади палеткой (№ 397—399), учитель знакомит учащихся с приближенным вычислением площади фигур, показывает целесообразность применения для этого палетки. При этом в задания по определению приближенных значений площади можно включать также и прямоугольники, длины сторон которых не содержат целое число сантиметров.
Рассмотренный подход к изучению площади исключает возможность ошибочного толкования различных способов измерения площади. Учащиеся при необходимости могут обосновать определение площади прямоугольника через произведение соответствующих чисел, опираясь на общие представления о смысле измерения площади. Умение проводить такое обоснование позволяет контролировать себя при выполнении заданий, требующих нахождения площади прямоугольника и его периметра.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.