69. Внетабличное умножение и деление.
Формирование навыков внетабличного умножения и деления, реализация идей индивидуализации и дифференциации в этом процессе.
Вычислительный навык – доведенный до автоматизма умение совершать какую-либо операцию (+, –, ·, ׃ )
Случаи внетабличного умножение и деления изучаются в следующем порядке:
1) Свойство умножения числа на сумму и суммы на число. С опорой на наглядность объясняет выражения типа: 4 · (3+2) Дети решают 4 · (3+2)= =4 · 5= 20 4 · 3 + 4 · 2= 12+8 = 20 Делают вывод Закрепляем прием, решения выражение разными и удобными способами: 9 · (6+4)
2) Свойство умножения суммы на число (аналогично п.1)
3) Умножение и деление чисел, оканчивающихся нулем.
_20_· 3___ = 6 дес. 2 дес · 3 20 · 3=60
4) Деление типа 60 ׃ 20 выполняется подбором.
5) Прием умножения двузначного числа на однозначное. Дети могут и сами составить аморитм: а) заменить первый множитель суммой разрядных слогаемых;
б) вычислить произведение удобным способом; в) умножить на число каждое слагаемое, результаты сложить. 12 · 6 = (10+2) · 6 = 10 · 6 + 2 · 6 = 60 + 12 = 72.
6) В случае 6 · 12 пользуемся перестановкой множителей.
7) Вводится свойство деления суммы на число: (12+8) ׃ 4 = 12 ׃ 4 + 8 ׃ 4 = 3 + 2 = 5
8) Деление двузначного на однозначное. 46 ׃ 2 = (40+6) ׃ 2 = 40 : 2 + 6 : = 20 + 3 = 23 50 : 2 = (40+10) : 2 = 40 : 2 + 10 : 2 = 20 + 5 = 25 72 : 6 = (60+16) : 2 = 60 :2 + 16 : 2 = 30 + 8 = 38
1 способ (46 : 2) дети могут объяснить сами, 2 прием и 3 – дети объясняют несколькими способами: 72 : 6 = (60+12) : 6 и т.д.
9) Деление двузначного на двузначные (используется способ подбора частного). Для формирования навыка подбора частного тренир упражнение и знание наизусть несколько случаев внетабличного умножения.
10) Проверка умножения и деления с опорой на связь компонентов. Данную работу индивидуализируем оказывать помощь на этапе изучение нового приема; дифференцировать, давая разноуровневые задание.
Для контроля за сформированностью навыка можно ввести тесты, письменные проверочные работы комбинированные и из одних примеров. Важно проверять вычислительных навыков, учитывая время, которое ребенок потратил на задание. Следует анализировать, вести мониторинг ошибок и организовывать коррекционную работу.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.