§78. уравнения искажений координат точек свободной маршрутной сети пространственной фототриангуляции
Маршрутные сети пространственной фототриангуляции в процессе их построения деформируются. Деформация маршрутной сети вызывается ошибками снимка, прибора и наблюдателя.
В аналоговой, аналого-цифровой и в аналитической (способ моделей) элементарным звеном является одиночная модель. Совместное влияние различных источников ошибок приводит к искажению координат точек одиночных моделей и погрешностям определения относительных элементов внешнего ориентирования, посредством которых одиночные модели объединяются в модель маршрута.
Погрешности определяемых элементов ориентирования состоят из двух частей: систематической и случайной. К основным источникам погрешностей, вызывающих систематические искажения элементов ориентирования, относится дисторсия объектива АФА, невыравнивание пленки в плоскость в момент экспозиции, деформация пленки, рефракция, кривизна поверхности Земли, клинообразность светофильтра и т.д. Случайная часть искажений вызывается случайным отклонением пленки от плоскости в момент фотографирования, отклонением расположения точек ориентирования от стандартной схемы, ошибками опознавания точек ориентирования на смежных моделях и ошибками наблюдений.
Вывод уравнений искажений координат точек выполним для свободной сети пространственной фототриангуляции, построенной путем образования одиночных моделей и соединения их в модель маршрута.
Примем, что построение одиночных моделей и их соединение в маршрутную сеть выполнено безошибочно. Тогда условные геодезические координаты точки маршрутной сети вычисляются по формулам:
(9.13)
где , , и - условые геодезические и фотограмметрические координаты опорной точки исходной модели, принятой за начало координат; - фотограмметрические координаты точки сети; -условные элементы внешнего ориентирования (модели) сети; - матрица преобразования координат в систему координат , , ; - масштабный коэффициент (модели) сети.
Численные значения элементов матрицы рассчитываются через углы .
Однако в действительности процесс создания моделей и присоединения каждой последующей модели к предыдущей сопровождается погрешностями, приводящими к постепенному изменению их элементов ориентирования.
Обозначим элементы ориентирования -ой модели через а матрицу преобразования через . Тогда пространственные координаты точки -ой модели маршрутной сети в системе координат исходной модели определяют по формулам:
, (9.14)
где координаты го центра проекции ой модели маршрутной; X, Y, Z – координаты точки, расположенной в i-ой модели маршрутной сети.
Параметры начальной и -ой модели связаны с их истинными значениями зависимостями:
где , - соответственно систематическая и случайная составляющие погрешности одной передачи элемента ориентирования модели;
, , , - случайные погрешности определения параметров , , и начальной модели.
Очевидно, что разности координат - , - , - точки маршрутной сети представляют собой истинные ошибки ее положения в плане и по высоте. Обозначив эти ошибки соответственно через , , и учтя выражения (9.13),(9.14) и значение элементов ориентирования , после разложения тригонометрических функций в ряд с сохранением членов первого порядка малости запишем:
(9.15)
где , , и , , - погрешности измерения координат соответственной точки -ой модели и точки исходной модели, принятой за начало координат.
Коэффициенты , , ,… вычисляются из выражений:
, , ,
, . ,
, , ,
Ошибки записаны в масштабе построения маршрутной сети.
Уравнение (9.15) характеризуют деформацию координат точек маршрутной сети, вызванную совместным действием погрешностей определения элементов ориентирования исходной модели и систематическими и случайными ошибками ее построения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.