Степень уплотнения, придаваемая асфальтовой смеси разравнивающим брусом, зависит от многих переменных параметров. Важными являются свойства самой смеси – ее густота, температура, количество битума и влагосодержание, которые влияют на способность разравнивающего бруса уплотнять смесь. Степень достигаемого уплотнения также зависит от нагрузочного давления, прикладываемого к смеси разравнивающим брусом, а также от толщины асфальтовой смеси, проходящей под брусом.
На степень достигаемого уплотнения также влияют два фактора в пределах самого разравнивающего бруса: частота вибрации (число вибраций в минуту) и амплитуда (величина силы), создаваемая разравнивающим брусом. Частота вибрации контролируется скоростью вращения вала вибратора и регулируется поворотом распределительного клапана, расположенного на разравнивающем брусе. Увеличение числа оборотов вала в минуту будет увеличивать частоту вибраций и, стало быть, уплотнительное усилие. В общем, вибраторы должны использоваться при установке наибольшей вибрации для достижения максимального уплотнительного усилия разравнивающего бруса.
Прикладываемая амплитуда определяется положением эксцентриковых грузов на валу. Положение эксцентриковых грузов может изменяться с целью увеличения или уменьшения степени уплотнительного усилия, прикладываемого к смеси разравнивающим брусом, как показано на Рис. 15-16. Обычно выбираемая установка амплитуды зависит от толщины укладываемого покрытия – меньшая амплитуда для более тонких слоев и большая амплитуда для более толстых слоев.
Плотность, достигаемая разравнивающим брусом, также зависит от скорости асфальтоукладчика. При большей скорости разравнивающий брус находится в течение меньшего времени на каком-то конкретном месте на новом покрытии и, поэтому, величина уплотнительного усилия, прикладываемого разравнивающим брусом, уменьшается. Можно ожидать, что при выходе смеси из-под разравнивающего бруса, ее плотность будет равна приблизительно 75-85% от теоретической максимальной плотности.
На некоторых дорожно-строительных объектах вибрация на разравнивающем брусе не используется, ее просто отключают. Это делается для того, чтобы рабочие дорожной бригады могли относительно комфортно ходить или ездить на разравнивающем брусе, так как во время вибрации на нем трудно находиться весь день. Однако чтобы извлечь максимальную пользу при эксплуатации разравнивающего бруса в достижении плотности покрытия, брус должен работать в режиме вибрации, а рабочим дорожной бригады необходимо подыскать другие средства передвижения.
Удлинители разравнивающего бруса, срезающие лапы и концевые плиты
Жесткие удлинители. Если основная ширина разравнивающего бруса равна 2,4 м для небольших асфальтоукладчиков и 3,0 м для более крупных машин, возникает необходимость изменять ширину покрытия в сторону увеличения. В этих случаях могут использоваться жесткие удлинители разравнивающего бруса, как показано на Рис. 15-17. Эти удлинители имеют разную ширину, обычно 150 мм, 0,3 м, 0,6 м и 0,9 м. Для удерживания асфальтоукладчика в равновесном состоянии ширина жестких удлинителей, дополняющих разравнивающий брус, должна быть по возможности примерно одинаковой с обеих сторон машины.
Рис. 15-16 Вибрационный вал разравнивающего бруса с грузами
Важно, чтобы удлинители прочно соединялись с разравнивающим брусом. Кроме того, также важно, чтобы удлинители были установлены на одном и том же уровне, что и разравнивающий брус для предотвращения появления переходной линии или гребня в точке соединения разравнивающего бруса и удлинителей или между другими удлинителями. Выравнивание переднего края удлинителя обычно контролируется независимо от выравнивания заднего края.
Когда бы ни использовался жесткий удлинитель на разравнивающем брусе, должны также применяться шнековые удлинители и сопутствующие шнековые туннельные удлинители. Длина всех шнековых и туннельных удлинителей должна быть, в общем, такой же, как и длина удлинителей разравнивающего бруса, чтобы было пространство между концом шнека и концевой плитой разравнивающего бруса. Обычно расстояние между концом шнекового удлинителя и концевой плитой должно быть около 450 мм. Кроме того, когда бы ни использовались жесткие удлинители разравнивающего бруса на асфальтоукладчике с отсечением, к удлинителям также должен добавляться отсекатель и устанавливаться на том же уровне, что и отсекатель на разравнивающем брусе.
Отсекающие удлинители. Они часто используются для увеличения ширины покрытия на объектах, где не требуется фактического удлинения разравнивающего бруса с нагревом и вибрационным уплотнением. Такие отсекающие удлинители используются для поворотов на проезжей части дороги и для некоторых перекрестков, где часто встречаются покрытия с разной шириной. Обычно этот тип удлинителя представляет собой вертикальную лопасть, которая срезает смесь, когда она проходит под отсекателем (см. Рис. 15-18). В некоторых случаях к отсекателю крепится очень короткий участок горизонтальной плиты.
Фото 15-17 Жесткий удлинитель Рис. 15-18 Отсекающий
разравнивающего бруса удлинитель
При правильной установке и регулировании отсекающие удлинители могут удлиняться и втягиваться, не оказывая непосредственного влияния на покрытие сзади разравнивающего бруса. При удлинении этих отсекающих удлинителей асфальтовая смесь, укладываемая удлинителями, будет иметь большую толщину, чем смесь, которая проходит под разравнивающим брусом, поскольку смесь, укладываемая удлинителями, не уплотняется так, как смесь под разравнивающим брусом. Разница между двумя толщинами должна быть отрегулирована в зависимости от свойств укладываемой смеси с тем, чтобы после уплотнения катками не было различия в уплотненной толщине на двух участках покрытия. Кроме того, смесь, укладываемая отсекающим удлинителем, обычно имеет гораздо худшую структуру покрытия, чем смесь, укладываемая разравнивающим брусом, как показано на Фото 15-19. Иногда это различие в структуре остается видимым даже после уплотнения смеси.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.