Нетрудно видеть, что текущий перечень ПВК представляет собой разновидность такого широко применяемого в психологии понятия, как «профиль личности», а эталонный перечень по аналогии может быть назван «профилем профессии». Оперирование двумя указанными видами перечней ПВК необходимо для сравнения их между собой, в результате чего может быть сформировано заключение психолога.
Сопоставляя схемы на рис. 9.7 и 9.8, нетрудно заметить, что отличие задач оценивания и подбора персонала состоит, главным образом, в различии алгоритмов формирования заключения психолога. Исходными данными в обоих случаях является результат покоординатного сравнения эталонного и текущего перечней ПВК:
.
Рис. 9.7 – Алгоритм оценки персонала
Рис. 9.8 – Алгоритм подбора персонала
Обобщенный алгоритм формирования рекомендаций (в задаче оценки персонала) формально может быть описан следующими процедурами:
- формируют кодированную форму рекомендаций путем упорядочивания (по контексту) элементов множества :
, где – оператор упорядочивания;
- преобразуют кодированную форму рекомендаций R в вербальную форму , основываясь на заранее заданном множестве однозначных соответствий типа:
.
Обобщенный алгоритм принятия решения о профессиональной пригодности (в задаче подбора персонала), в свою очередь, может быть описан следующим образом:
- используя предварительно выбранную меру близости в N-мерном пространстве, вычисляют расстояние между эталонным и текущим перечнями ПВК; например, в пространствах L1 и L2 имеем соответственно (для вещественных функций и ):
,
, где и , – значения и , соответственно;
- принимают решение, сравнивая величину ρ с порогом П: если, принимают решение о профпригодности; если, принимают решение о профнепригодности.
При реализации приведенных выше обобщенных алгоритмов неизбежно возникает проблема оптимизации, касающаяся выбора предпочтительных методик формирования эталонного и текущего перечней ПВК, выбора количества шкал для оценивания уровня важности ПВК, количества градаций каждой из шкал. Одновременно возникает естественный вопрос о возможностях унификации и упрощения, в рациональных пределах, существующих методик.
Наиболее «естественно» к решению упомянутых вопросов удается подойти, сопоставляя принятые в различных методиках подходы к количественному оцениванию уровня важности ПВК. В методике Липмана для этого используют составную, многокомпонентную оценку, которую математически можно описать с привлечением понятия гиперкомплексных чисел [12]:
, (9.1)
где а -– оценка степени необходимости профессионального качества; b – оценка того, как часто необходимо это качество; c – оценка возможности развития или усовершенствования качества; i и j – мнимые единицы.
В методике Платонова для такого оценивания используют единственную вещественную величину с 10 возможными значениями: , , а в методике Ивановой – единственную вещественную величину с двумя возможными значениями: , , (может создаться обманчивое впечатление, будто в методике Ивановой уровень важности ПВК вообще не оценивают – ненужные профессиональные качества в таком перечне ПВК вообще отсутствуют, а ранжирование имеющихся ПВК по важности не производится; однако это не так, поскольку вербальной оценке «важно» может быть поставлено в соответствие число «1», а оценке «не важно» – число «0»).
Таким образом, налицо разнообразие подходов к выбору количества и типов шкал, используемых при оценивании уровня важности ПВК, а также к выбору количества градаций этих шкал.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.