Вместе с тем, процентильные оценки обладают и рядом достоинств – они легко доступны пониманию пользователей, универсальны по отношению к различным типам методик и легко рассчитываются.
Стандартные шкалы. Получаются путем линейного или нелинейного преобразования результатов первичных измерений.
Технически стандартизацию осуществляют в три этапа. На первом этапе устанавливают нормальность распределения первичных оценок – если это не так, тогда прибегают к искусственной нормализации путем нелинейного преобразования исходной шкалы. На втором этапе шкалу первичных оценок преобразуют в z-шкалу путем центрирования и нормирования:
, где – значение первичной оценки; – оценка среднего значения; – оценка среднеквадратического отклонения. На третьем этапе z-шкалу трансформируют в удобную для практического использования шкалу путем выбора других значений математического ожидания и средне – квадратического отклонения :
.
Достоинством z-шкалы является равномерность ее градуировки – единица измерения в шкале z равна 1σ стандартного (единичного) нормального распределения. Не всегда удобно то, что единицы измерения слишком велики: в пределах интервала [-3,+3] умещается подавляющее большинство (97,8%) результатов измерений. На устранение этого недостатка и направлен третий этап.
Примерами производных от z-шкалы являются шкала IQ-показателя ( ), шкала Векслера ( ), SAT (СЕЕВ)-шкала ( ), Т-шкала ( ).
Станайны. Это своеобразный «гибрид» шкалы процентилей и стандартной шкалы (англ. standard nine – стандартная девятка, ), получающая все большее распространение и сочетающая в себе достоинства стандартных шкальных показателей и простоту процентилей.
Рис. 9.10 – Соотношение между шкалами
Техника формирования такой шкалы чрезвычайно проста: первичные оценки ранжируются по возрастанию результатов с последующим разбиением их на 9 групп, как показано в табл. 9.2.
Таблица 9.2
Процент обследованных в выборке стандартизации |
4 |
7 |
12 |
17 |
20 |
17 |
12 |
7 |
4 |
Станайн |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Принято различать следующие формы представления шкал: вербальную; графическую; числовую; табличную.
Вербальная шкала. Представляет собой набор суждений о наличии или степени выраженности оцениваемого признака. Различают два типа вербальных шкал: свернутые; развернутые.
Свернутая шкала – это, в сущности, лишь наименование вербальной шкалы. Примеры свернутых шкал: «лабильность – ригидность», «экстраверсия – интраверсия» и т. п.
Развернутая вербальная шкала включает определения степени выраженности признаков. Например, характеризуя результат операции, можно использовать шкалу с градациями: отлично – удовлетворительно – неудовлетворительно.
Кроме того, различают вербальные шкалы: монополярные; биполярные. Монополярные (униполярные) - характеризуют степень выраженности свойства. Биполярные - характеризуют приближение к одному из противоположных полюсов свойства.
Примером униполярной шкалы является шкала оценивания степени внимания: весьма устойчивое; устойчивое; лабильное; рассеянное. Пример биполярной шкалы – шкала вида: здоровый – и не здоровый, и не больной – больной.
Достоинство вербальных шкал – легкость восприятия испытуемым. Недостаток – неоднозначность трактовки испытуемым, что затрудняет применение вербальных шкал при создании точного психометрического инструмента.
Графическая шкала. Это форма фиксации значения признака в виде таких графических объектов как линия, некоторая фигура. Различают графические шкалы: горизонтальную; вертикальную.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.