Абсолютная шкала – числовая, не поддается никаким преобразованиям, используется в метрологии для измерения квантовых постоянных и относительных величин ее использование не требует наличия эталонов (физических моделей).
Шкалы наименований и порядка относятся к эмпирическим (неметрическим) шкалам и характеризуются единицами измерений, не входящими в систему единиц СИ. Шкалы интервалов, отношений и абсолютная являются метрическими – единицы измерений по этим шкалам входят в состав системы единиц СИ (система СИ имеет отношение только к измерениям физических величин).
Отметим особенности системы психологических шкал применяемых при решении задач медицинской диагностики. К ним относятся:
- шкальное оценивание базируется на статистическом подходе к определению понятия «норма»;
- в задаче медицинской диагностики понятия «норма» и «отклонение от нормы» также базируются на статистическом подходе;
- в психологической диагностике направление шкального оценивания продвинуто наиболее сильно по той простой причине, что это единственный способ количественного описания объектов исследования, имеющих нефизический характер (отсутствие физической модели смелости, тревожности, интеллекта и т. п.);
- в медицинской диагностике объект исследований, как правило, вполне «физичен», поэтому имеется возможность использования физических измерительных средств, воссоздающих физические модели измеряемых физических величин (электрический потенциал, длина и т. п.). Однако это справедливо лишь на этапе сбора исходных данных – на этапах же анализа данных и принятия решения используются такие математические модели как «состояние», «синдром» и т. п.
Все шкалы разбивают на две большие группы – шкалы для первичных оценок и шкалы для вторичных оценок.
Первичные оценки именуют также «сырыми» – обычно это сведения о количестве правильно решенных задач, числе попыток при их решении, частоте обращения к отдельным «темам», реже – о времени выполнения задания. В определенной группе методик (функциональные пробы, и методики с качественным анализом) первичные оценки являются окончательным результатом, на основании которого осуществляется интерпретация данных и формирование заключения.
Однако в большинстве психологических тестов (психометрические методики, личностные опросники) шкалы первичные трансформируются во вторичные шкалы. Вторичные оценки при этом именуются шкальными (в отличие от «сырых», первичных).
Шкальные оценки в психологии имеют четко определенное количественное содержание и направлены на достижение двух основных целей:
- определение места индивидуального результата в стандартном распределении групповых данных;
- обеспечение сопоставимости количественных результатов различных тестов, возможности их совместной интерпретации, сведения к единой системе.
Шкалы при этом содержат данные о внутригрупповых нормах выполнения данной методики в выборке стандартизации. Так, индивидуальное выполнение заданий (первичные оценки испытуемых) сравнивается с их выполнением в сопоставимой нормативной группе (например, достигнутый результат сравнивается с показателями лиц в заданных возрастных пределах).
Процентили.Процентиль – это процентная доля индивидов из выборки стандартизации, результат которых ниже данного первичного показателя. Шкала процентилей – ранговая, при числе рангов 100 и отсчете от 1-го ранга, соответствующего самому низкому результату; 50-й процентиль соответствует медиане распределения результатов. Процентили не следует смешивать с обычными процентными показателями, представляющими собой долю правильных решений из общего количества заданий теста в индивидуальном результате.
Основной недостаток процентильных шкал состоит в неравномерности их градуировки (рис. 9.10). Так, при нормальном распределении, отдельные значения тесно группируются в центре шкалы, рассеиваясь по мере удаления к краям. Поэтому равным частотам случаев вблизи Центра соответствуют более короткие интервалы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.