· Монополия имеет другую структуру, эффективная политика цен, как фактор конкуренции не является ограниченным
· Монополистическая конкуренция
· Монопсония (ценовой сговор об определенной продукции, ценовое лидерство)
Эластичность спроса – мера чувствительности спроса, которая показывает на сколько изменится объем сбыта продукции при изменении цены на 1%.
Э = ((х1 – х2)/х1)/((р1 – р2)/р1) = ∆х/∆р * р1/х1
Э < –1 – эластичный спрос: значительное изменение объема продаж при незначительном изменении цены.
–1 < Э < 0 – неэластичный спрос: слабая реакция объемов продаж на изменение цены.
Э = 0 – абсолютно неэластичный спрос: потребитель не реагирует на изменение цены.
Э > 0 – снобистский эффект: повышение объема продаж при росте цены (престижные товары).
Факторы эластичности:
· наличие товаров заменителей;
· доля расходов на товар в общих расходах потребителя;
· необходимость товара;
· наличие уникальных свойств;
· известность марки;
· срочность приобретения
Перекрестная эластичность – мера, показывающая относительное изменение спроса на один товар при изменении цены на другой товар.
Динамические эффекты:
Эффект |
Описание |
Изменение цены |
Реакция потребителя на изменение цены. |
Спекулятивный эффект |
Ожидания потребителей относительно изменения цены в будущем (значительное повышение или понижение цены). |
Эффект скидки |
Реакция на краткосрочное значительное снижение цены. |
Эффект переноса/имитации |
Влияние объемов сбыта в данный период на объемы сбыта в будущем (повторные покупки). |
Устаревание |
Развитие потенциала спроса во времени. |
Подходы к определению цены:
· Затратный – себестоимость + надбавка на прибыль;
· Ориентированный на спрос – цена, которую готов заплатить покупатель;
· Конкурентный – цены конкурентов с учетом позиционирования продукта;
· Ассортиментный – цены на взаимосвязанные продукты в товарной номенклатуре;
· Ценностный - ценность для потребителя.
При определении ценовой стратегии нужно учитывать:
· новизну товара;
· условия конкуренции;
· взаимосвязанность товаров;
· жизненный цикл продукции;
· психологическое восприятие цены
Ценовые стратегии нового товара:
· «Снятие сливок» (“skimming”) установление высокой цены с последующем ее снижением.
· «Проникновение на рынок» (установление низкой цены, затем ее дальнейшее повышение).
«Снятие сливок» |
«Проникновение на рынок» |
|
Цели |
Ценовая дифференциация с течением времени; Снятие потребительской ренты |
Быстрое завоевание рыночной доли; Создание барьеров для входа на рынок |
Предпосылки |
Покупательский потенциал с относительно высокой платежеспособностью; Неэластичный спрос |
Цена не является индикатором качества; Эластичный спрос |
Благоприятные факторы |
Незначительный эффект переноса; Высокое устаревание; Сильный эффект изменения цены |
Значительный эффект переноса; Низкое устаревание; Слабый эффект изменения цены |
Результат |
Требуются незначительные мощности; Прибыль в краткосрочном периоде |
Требуются значительные мощности; Прибыль в долгосрочном периоде |
Ценовые стратегии по условию конкуренции:
· Стратегия ценового лидерства.
· Стратегия следования за лидером
· Ценовая война.
· Стратегия упреждающих цен.
Лекция №7 12.11.2012
Психологическое восприятие цены связано с такими факторами как:
· мотивационные факторы (стремление к признанию (статусные вещи), стремление к комфорту, степень вовлеченности в покупку);
· когнитивные факторы (ценовые знания, опыт, доверие к продавцу, имидж продавца);
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.