Главный недостаток спецификации этого типа состоит в том, что нет гарантии, которая обеспечивала бы желаемое качество строительства. Само важное то, что благодаря подробному регламентированию материалов и операций собственник или организация практически обязуется принять конечный продукт. Такую спецификацию также очень трудно выдержать в однородном ключе. Термины «обоснованно близкое соответствие» и «существенное соответствие» точно определить невозможно. При отсутствии четко установленного уровня качества и однородных средств измерения степени соответствия, решения становятся спорными и процедуры приемки - непоследовательными по своему применению. Пределы обычно базируются только на субъективном суждении или опыте, и их зачастую трудно распознать из-за отсутствия определения возможностей производственного процесса и желаемого продукта.
Строительство многих объектов дорожных покрытий успешно выполнялось с использованием спецификаций методов. Каждый квалифицированный подрядчик, специализирующийся на горячих асфальтовых смесях, контролирует качество горячей смеси в ходе производственного процесса. Проверка гарантии качества начинается с сырых наполнителей и заканчивается готовым дорожным покрытием. Каждая проверка занимает свое место в общей системе контроля от составления рабочей смеси путем количественного дозирования и смешивания и до укладки смеси.
Заводской контроль наполнителя
Расчетные количества являются основным условием при выборе наполнителей для формулы рабочей смеси. Решение о том, какой наполнитель использовать, основывается исключительно на данных испытаний, проводимых на рудниках или карьерах задолго до поставок материала на асфальтовый завод. Общие характеристики и физические свойства наполнителей для поверхности горячих асфальтовых смесей и базовых слоев определяются в Стандартных Спецификациях по Перевозкам Материалов Американской Ассоциации Служащих Государственных Автодорог и Перевозок. Кроме того, различные организации обычно имеют свои собственные стандарты. Сырые наполнители должны поставляться из источников, утвержденных организацией, и должны проверяться на соответствие с указанными стандартами качества.
Битум обычно закупается из проверенного источника и принимается организацией-заказчиком на основании сертификата поставщика. Выбор поставщика может быть обусловлен стоимостью и местными преимуществами. Во многих регионах в договоре с поставщиком битума требуется сертификат о результатах испытаний с массового производства материала или идентифицируемой партии материала. Строгие методики контроля качества могут также потребовать, чтобы поставщик материала на завод предоставил «предпогрузочный сертификат», который защищает поставщика от препирательств, связанных с загрязнением во время транспортировки. Эти требования должны быть оговорены при исполнении договора по закупке материала.
Очень мало проверок битума проводятся заводским персоналом контроля качества. Проверки характеристик проникания битума иногда выполняются в заводской лаборатории для определения загрязнения во время транспортировки. Хорошей практикой является случайная выборка проб из поступающих порций асфальтового цемента для будущих испытаний, если это необходимо. Организация может также испытывать битум на заводе и проводить проверки в своей лаборатории. В этом случае образцы, хранящиеся на рабочей площадке, оказываются полезными, если возникают вопросы по качеству битума.
Изменения свойств битума часто не принимаются во внимание, поскольку эти свойства проверяются довольно редко. Это обстоятельство может вызывать проблемы, так как, если свойства битума изменяются от партии к партии, свойства смеси и показатели укладки горячей смеси могут также изменяться. Такие изменения проверяются, если заводской специалист контроля качества регулярно читает и обслуживает папку сертификатов испытаний, предоставляемых поставщиком битума. Температура поставляемого битума должна точно контролироваться. Спецификации устанавливают пределы на допустимую температуру в хранилищах битума. Перегрев по вине поставщика служит причиной отказа от битума.
Заводской контроль смесей включает серию элементов, настолько тесно взаимосвязанных друг с другом, что их трудно разделить. Одно испытание может выполнять разнообразные функции, удовлетворяющие целому ряду нужд контроля качества. Основными элементами, относящимися к смесям, которые требуют проверок на контроль качества, являются следующие:
Расчет смесей
- Выбор асфальтового цемента (битума)
- Выбор наполнителей
- Разработка формулы рабочей смеси
- Выбор температуры смешивания
Повседневный заводской контроль и испытания
- Накопленный запас или холодное сырье
- Градации горячего бункера (для завода периодического действия)
- Регулирование подачи холодного сырья
- Регулирование веса горячего бункера
- Проверки содержания битума
- Градация наполнителя в смеси
- Регулирование времени и температуры смешивания
- Подготовка образцов Маршалла, Хвеема или Superpave для соответствующей проверки:
- Воздушных пустот
- Пустот, заполненных битумом
- Пустот в минеральном наполнителе
- Плотности
- Текучести (только по Маршаллу)
- Стабильности (только по Маршаллу и Хвеему)
Контроль качества должен осуществляться во время укладки и проверяться по индивидуальным испытаниям и измерениям. Успешный контроль качества при укладке зависит от корректировок, пока смесь горячая и когда эти проблемы могут активно решаться. Одним из этапов в производстве качественного покрытия является подготовка испытательной полосы в самом начале строительства объекта. Подрядчик должен тщательно отслеживать следующий перечень операций при укладке:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.