Редакторская подготовка прижизненных полных собраний сочинений (на примере первого ППСС А.П.Чехова 1899-1902 гг в издательстве А.Ф.Маркса), страница 5

3)  Автор может не участвовать в текстологической подготовке своих сочинений. Например, Л.Н.Андреев не  отбирал свои произведения,  эту работу проделал К.И.Чуковский, он был составителем и редактором . Его работой Андреев  остался доволен.

4)  Авторы контролируют и активно учавствуют в  работе над собранием сочинений. М.Ломоносов первый автор, который сам составлял свое собрание разных сочинений в стихах и прозе.

На этом виды ППСС не заканчиваются, они бывают:

ü Завершенные и незавершенные

ü Переиздававшиеся и не переиздававшиеся

ü Подготовленные при жизни автора, но полностью изданные уже после его смерти

Таким является выпущенное в издательстве А.Ф.Маркса второе издание ППСС А.П.Чехова.

Прижизненные полные собрания сочинений довольно сложный вид издания. С одной стороны, они отражают авторскую волю,  оценку его  творчества. А с другой, при их подготовке возникает множество проблем, главной из которых является  текстологическая подготовка. Здесь сказывается субъективная авторская оценка  своих произведений. Зачастую он многое не включает в собрание, считая это бездарным. Полнота таких изданий относительная. [11]

Как правило, ППСС ориентированы на массового читателя. Имеют простой справочный аппарат. Но очень важны, так как без их изучения невозможно составить качественное академическое ПСС. А если существовали их переиздания, то можно проследить изменение авторской воли писателя. Это тоже ценный аспект в изучении  его творчества в целом.

При изучении ППСС исследователи сталкиваются с проблемой разграничения авторских и  редакторских составляющих  издания. Важно отделить волю автора  от воли редактора и установить меру участия того и другого в процессе подготовки текстов, и  выявить искажения. В этом могут помочь договоры издательств с писателем, а также издательская переписка. Если данные источники отсутствуют, то ориентироваться исследователям приходиться на авторские или редакторские предисловия, примечания.

Авторская воля  отражается и в принципах расположения текстов.

 В ППСС тесты располагаются по следующим принципам:

1) хронологический; 2) систематический (по жанрам и циклам) 3) тематический; 4) синтетический (жанрово-хронологический или хронологически-жанровый).

Когда автор работает над собранием сочинений и разрабатывает его композицию, то оно называется авторизованным изданием, схожее   по своим признакам  с  авторским циклом.  В книговедении существует понятие авторский цикл, определение которому дал   М.Н. Дарвин: «…группа произведений, составленная и объединенная самим автором по тем или иным принципам и критериям (жанры, тематика, сюжеты, персонажи, хронотоп) и представляющая собой своеобразное художественное единство». [12]Как и в цикле, отдельные произведения, включенные в ППСС, сохраняют свою самостоятельность и легко вычленяемы.  В этом случае тексты будут выстраиваться по принципу монтажа.   Такое издание может объединять тексты различные по роду и виду (здесь может быть и эпос, и лирика, и драма, и нехудожественные произведения). Так, ППСС даже могут включать в себя целые циклы.[13]

Различают активную (автор читает и выправляет текст) и пассивную (писатель только поставил под текстом подпись) авторизацию.

ППСС даже называют ансамблевым текстовым образованием, разновидностью литературного метатекста.   В ППСС заключена стратегия писателя, которая воплощена в издании в целом. Поэтому о ППСС можно говорить не только как о единстве формальном, но и содержательном.

§3 Текстологический аспект при подготовке ППСС

Большое значение при работе с ППСС отводится текстологической подготовке. Составитель реализуя идею в издание, использует огромное количество источников как рукописных, так и печатных. Это довольно объемный, кропотливый и длительный процесс. Он подразумевает  поиск и отбор материала, работу с фондами библиотек, архивов, обращение к периодическим изданиям.