Редакторская подготовка прижизненных полных собраний сочинений (на примере первого ППСС А.П.Чехова 1899-1902 гг в издательстве А.Ф.Маркса), страница 10

Внутри томов хронологии также не было, каждый том  состоял из произведений одного периода, но их временная последовательность не принималась в расчет - писатель не обращал внимание на даты написания сочинений при их распределении по томам. А сам А.Ф.Маркс изначально хотел объединять тома только по жанровому признаку.

Манерой оформления изданий Чехов был доволен - добротная бумага, чистый шрифт, большие поля, крепкий перепле. Маркс хотел дополнить ПСС портретом и биографией писателя, но и здесь писатель был непримирин, он посчитал эти атрибуты излишними. Но партрет все-таки был помешн, но только во втором томе. Марк хотел, чтобы ПСС Чехова было солидным изданием, оснащенным научно-справочным аппаратом, несмотря на то, что было рассчитано на массового читателя.  Маркс настаивал на включении в издание портрета и биографии автора, очерка о его творчестве, критических статей, посвященных Чехову, предисловия. Маркс даже предложил написать предисловие  Л.Н.Толстому. Чехов отвергал все, был крайне настойчив, поэтому Марксу пришлось отказаться от биографии, очерка и от идеи  иллюстрирования собрания.

Чехов хотел, чтобы тома по объему были одинаковыми. Средний объем тома  - двадцать печатных листов (35 000 знаков на листе). Маркс планировал напечатать собрание в двух видах: для покупателей всех сословий тома под общим названием «Полное собрание сочинений»,  с нумерацией каждого тома на обложках, и в виде  отдельных томов, каждый из которых имел свое название, без общего заглавия «Полное собрание сочинений» и номера тома. Второй вариант был предназначен для продажи в разницу. Маркс предельно удешевил издание и выпустил тиражом, которым ни один современников Чехова еще не печатался. [27]

Первое издание его десяти томов готовилось в течение десяти лет с 1899-1902 гг. Последний  одиннадцатый том был не закончен при жизни писателя из-за недостатка материала, он дополнился к первому изданию лишь в1906 году. Чехов много работал в Ялте, активно вел переписку, материал  получал по потче. Критики восприняли ПСС А.П.Чехова «пробой пера» автора, а вот к исполнению издания претензий не было.

Первые десять томов (1899-1901гг) Чехов готовил сам, а после его смерти было выпущено пять дополнительных томов. Затем оно еще пополнилось и состояло уже из двадцати трех томов. Дополнительные тома печатались, как правило, с искажениями текстов, к тому же был нарушен хронологический порядок расположения текстов. Дополнительные издания готовил П.В.Быков – поэт, переводчик, библиограф.

В 1902 году Маркс решает выпустить второе издание ПСС Чехова в качестве приложения к своему журналу «Нива». Это стало вторым прижизненным изданием для писателя. [28] После смерти Чехова Маркс задумал выпустить дополнительные тома, куда бы вошло все неопубликованные в предыдущих томах незаконченные произведения. Критика не оценила его идею.  Маркс механически разбил первое прижизненное издание ПСС на шестнадцать томов. Самостоятельным из которых был лишь двенадцатый, куда вошли повести и рассказы, которые Чехов успел подготовить, но они не были включение в первое издание.

Сроки выпуска первого ПСС А.П.Чехова:

1 том - 23 ноября 1899

2 том - сентябрь 1900

3 том - 8 февраля 1901

4 том - 23 апреля 1900

5 том - 8 июля 1901

6 том -30 сентября 19001

7 том - 15 декабря 1900

8 том - 15 ноября 1901

9 том - 8 декабря 1901

10 том - 8 апреля 1902[29]

Содержание томов первого собрания сочинений Чехова представлен в приложении.

Заключение

Прижизненные ППСС очень важны, так как отражают авторскую волю, его оценку собственного наследия, дают возможность глубже понять личность автора, и являются базой для академического собрания сочинений.

Итак, полные собрания сочинений относятся к художественному виду литературы, являются самым сложным видом издания. Представляют собой способ организации произведений автора в издание с целью полной, научной, исчерпывающей характеристики его  творчества  в целом.

ППСС могут быть представлены всеми типами изданий, в зависимости от которых формируется аппарат издания. К работе над составлением собраний сочинений привлекаются ученые текстологи, специалисты-филологи, которые разрабатывают концепцию издания.