· Сборник произведений, который может существовать как: авторский сборник, коллективный сборник, альманах, антология, хрестоматия
· Издание одного произведения
Схема Лаврова близка к классификации Б.Я.Бухшаба, во много она повторяет ее. Этой же схемы придерживался и Омилянчук С.П. Классификации Лаврова и Омилянчука соответствуют современным книговедческим представлениям о типе книги и являются наиболее перспективными.
Если говорить о книговедческой категории как тип, то здесь тоже существуют разные точки зрения. Например, Е.И. Прохоров выделяет три основных типа изданий: документальные, критические и массовые. При этом, по его мнению, критические издания можно разделить еще на три подтипа: академические, научные и научно-массовые издания. [7]
А литературовед Б.Я. Бухштаб дает следующий вариант типов литературно-художественных книжных изданий: 1) академическое; 2) неакадемическое; 3) научно-массовое; 4) массовое комментированное; 5) массовое некомментированное; 6) адаптированное.[8]
Задача академических научных изданий - дать авторитетный текст на основе всех существующих материалов, дать возможный максимум добавочных текстов для глубокого понимания текста и последовательной работы над ним"
Научно-популярные издания служат для популяризации научно обоснованной оценки творчества автора, а для научно-массовых характерна популяризация самого литературного наследия автора. Литературно-художественное произведение организуется в книжном издании в целый комплекс текстов как авторских, так и неавторских, но в отличие от предмета научного типа изданий они отражают только современную литературоведческую оценку, а не его исследование.
В массовых изданиях результат литературно-художественного общения излагается доступно для восприятия. Литературно-художественное произведение воплощается в набор авторских и неавторских текстов, доступных для понимания.[9]
В настоящее время библиотечное и издательское дело ориентируется на два ГОСТа: ГОСТ 7.60-90. и СИБИД. ГОСТ 7.60-2003 (« Издания. Основные виды. Термины и определения»). Уже из названия видно,что в основу классификации положена только одна категория - вид. Обе классификации дают большое количество разновидностей видов изданий, среди которых выделена такая группа как: виды изданий по способу организации произведений. (во втором ГОСТе) В нее входят:
· академическое издание · избранные сочинения; избранные произведения · собрание сочинений: Однотомное или многотомное издание, содержащее все или значительную часть произведений одного или нескольких авторов, дающее представление о его творчестве в целом. · многотомное издание; многотомник · однотомное издание; однотомник · отдельное издание[10] |
|
Первый ГОСТ данную группу называет видом изданий по структуре, еесостав соответствует приведенному выше.
Итак, собрания сочинений относятся к художественному виду литературы, являются самым сложным видом издания. Представляют собой способ организации произведений автора в издание с целью полной, научной, исчерпывающей характеристики его творчества в целом. (Омилянчук) ПСС могут быть представлены всеми типами изданий, в зависимости от которых формируется аппарат издания. К работе над составлением собраний сочинений привлекаются ученые текстологи, специалисты-филологи, которые разрабатывают концепцию издания.
§2 Классификация и основные черты ППСС
Полные собрания сочинений могут быть как посмертными, так и прижизненными. Вышедшие при жизни автора ПСС имеют следующие разновидности:
1) Изданные по инициативе и настоянию издателя - Вольф мечтал выпустить собрание сочинений И.А.Гончарова, но осуществил это Глазунов, он купил у писателя права за 60 тыс.руб.
2) По инициативе самого автора – Бунин И.А. первым предложил «Товариществу А.Ф.Маркс» издать свои сочинения целиком
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.