Редакторская подготовка прижизненных полных собраний сочинений (на примере первого ППСС А.П.Чехова 1899-1902 гг в издательстве А.Ф.Маркса), страница 4

·  Сборник произведений, который может существовать как: авторский сборник, коллективный сборник, альманах, антология, хрестоматия

·  Издание одного произведения

Схема Лаврова близка к классификации Б.Я.Бухшаба, во много она повторяет ее. Этой же схемы придерживался и Омилянчук С.П.  Классификации Лаврова и Омилянчука соответствуют современным книговедческим представлениям о типе книги и являются наиболее перспективными.

Если говорить о книговедческой категории как тип, то здесь тоже существуют разные точки зрения. Например, Е.И. Прохоров выделяет три основных типа изданий: документальные, критические и массовые. При этом, по его мнению,  критические издания можно разделить  еще на три подтипа: академические, научные и научно-массовые издания. [7]

А литературовед Б.Я. Бухштаб дает следующий вариант  типов литературно-художественных книжных изданий: 1) академическое; 2) неакадемическое; 3) научно-массовое; 4) массовое комментированное; 5) массовое некомментированное; 6) адаптированное.[8]

Задача академических научных изданий - дать  авторитетный текст на основе всех существующих материалов, дать возможный максимум добавочных текстов  для глубокого понимания текста и последовательной работы над ним"

Научно-популярные издания служат для популяризации научно обоснованной оценки творчества автора, а для  научно-массовых характерна популяризация самого литературного наследия автора. Литературно-художественное произведение организуется в книжном издании в целый комплекс текстов как авторских, так и неавторских, но в отличие от предмета научного типа изданий они отражают только современную литературоведческую оценку, а не его исследование.

В массовых изданиях результат литературно-художественного общения излагается доступно для восприятия. Литературно-художественное произведение воплощается в набор авторских и неавторских текстов, доступных для понимания.[9]

В настоящее время  библиотечное и издательское дело ориентируется на два ГОСТа:  ГОСТ 7.60-90. и СИБИД. ГОСТ 7.60-2003 (« Издания. Основные виды. Термины и определения»). Уже из названия видно,что в основу классификации положена только одна категория - вид. Обе классификации дают большое количество разновидностей видов изданий, среди которых выделена такая группа как: виды изданий по способу организации произведений. (во втором ГОСТе) В нее входят:

·  академическое издание

·  избранные сочинения; избранные произведения

·   собрание сочинений: Однотомное или многотомное издание, содержащее все или значительную часть произведений одного или нескольких авторов, дающее представление о его творчестве в целом.

·   многотомное издание; многотомник

·   однотомное издание; однотомник

·  отдельное издание[10]

Первый ГОСТ данную группу называет видом изданий по структуре, еесостав соответствует приведенному выше.

Итак, собрания сочинений относятся к художественному виду литературы, являются самым сложным видом издания. Представляют собой способ организации произведений автора в издание с целью полной, научной, исчерпывающей характеристики его  творчества  в целом. (Омилянчук) ПСС могут быть представлены всеми типами изданий, в зависимости от которых формируется аппарат издания. К работе над составлением собраний сочинений привлекаются ученые текстологи, специалисты-филологи, которые разрабатывают концепцию издания.

§2 Классификация и основные черты ППСС

Полные собрания сочинений могут быть как посмертными, так и прижизненными.  Вышедшие при жизни автора ПСС имеют следующие разновидности:

1)  Изданные по инициативе и настоянию издателя - Вольф  мечтал выпустить собрание сочинений И.А.Гончарова, но осуществил это   Глазунов, он купил у писателя права за 60 тыс.руб.

2)  По инициативе самого автора – Бунин И.А. первым предложил «Товариществу А.Ф.Маркс» издать свои сочинения целиком