Редакторская подготовка прижизненных полных собраний сочинений (на примере первого ППСС А.П.Чехова 1899-1902 гг в издательстве А.Ф.Маркса), страница 2

Возникновение  академических ПСС происходит в Советское время. Одним из инициаторов создания новой системы подготовки изданий классической литературы  стал Ленин. В подобного рода изданиях он видел особую ценность, так как академические ПСС - вклад в будущую культуру.  Поэтому он хотел, чтобы  ПСС были основой для  подлинного научного знания. А для это требовалась их качественная подготовка.  Так, было создано решение об организации редакционных комиссий,  в состав которых входили представители литературных, ученых обществ. Даже издания классиков для широких масс Ленин призывал сделать научно-подготовленными (с предисловиями, примечаниями, вступительными статьями). Основным критерием отбора тестов он считал близость сочинений трудовому народу.

Созданный им декрет устанавливал два типа изданий: полные научные издания, которые готовила Академия Наук, привлекая к работе авторитетных  критиков, историков литературы, и сокращенные избранные  собрания сочинений, к ним относились и однотомные издания. ПСС должны были распространяться по льготным ценам или бесплатно через библиотеки.

Количество выпущенных ПСС в Советское время впечатляет, особенно удивляет их состав (количество томов) и число авторов: А.В.Кольцов, М.Е.Салтыков-Щедрин, А.П.Чехова, Л.Н.Толстой, Гоголь, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасов, Ф.М.Достоевский  -  это только  малая часть писателей, наследие которых было собрано в ПСС. По мимо классиков, Ленин призывал издавать по такому же принципу и современных писателей. Например, он очень хотел издать всего Горького.  

Современные писатели также  нуждались  именно в прижизненных собраниях сочинений, объясняя это возможностью  переосмыслить весь свой творческий путь. Есенин С., Маяковский В.  заключили договор с Госиздатом, а М.Горький - с книгоиздательским обществом «Книга» в Берлине[3].

В советское время рецензенты различных журналов (например, «Огонек») были недовольны выходившими в свет ПСС писателей. Так, ППСС А.С.Серафимовича подверглось нападкам со стороны рецензентов. Они коснулись вопроса текстологической подготовки издания, которая желала лучшего, и требовали, чтобы  теперь все ПСС научно редактировались. После недовольства критиков последующие ПСС подготавливались уже с привлечением специалистов, и большое внимание уделялось именно текстологическим приемам. Так, И.А.Груздев, проведя текстологическую работу над ПСС М.Горького, устранил большое количество искажений и ошибок.

Текстологическая работа оказалась одним из самых важных этапов подготовки таких изданий. Например, советский выдающийся текстолог, литературовед  Б.В.Томашевский считал, что необходимо повышать книжную культуру при опубликовании классиков, а особенно современных писателей, так как от качества их нынешнего издания, завит будущее  культуры их переизданий. Поэтому ППСС – опора для будущего книгоиздания.

Прижизненные ППСС очень важны, так как отражают авторскую волю, его оценку собственного наследия, дают возможность глубже понять личность автора, и являются базой для академического собрания сочинений. Долгое время ППСС не вызывали особого интереса у теоретиков литературы, хотя в советское время такие исследователи как Д.Д.Благой, С.П. Омилянчук, Е.И.Прохоров, Е.И.Рыскин активно занимались вопросами типологии собраний сочинений.

В задачи данной работы входит:

·  рассмотрение особенностей ППСС с точки зрения их места в видо-типологической классификации;

·  характеристика главных этапов редакторской подготовки такого вида изданий;

·  изучение структуры, композиции, компонетов издания, степени участия автора при подготовки.

Глава 1. Общая характеристика полных прижизненных собраний сочинений

§1. Место полных прижизненных собраний сочинений в видо-типологической классификации

В книговедении существует типологические модели, которые представляют собой схемы, таблицы, составленные из определенных категорий (тип, вид, род) в единое целое, отражающее сущность книги как способа информационного общения. Такие типологические модели строятся на основании определенных признаков, критериев и образуют в итоге видо-типологическую классификацию книги - логически сложную, многоуровневую систематизацию. Они были разработаны для того, чтобы упорядочить знание о книге.