С возрастом увеличивается число детей, основным проявлением патологии которых является умственная отсталость (12% в группе детей в возрасте до 7 лет, 34% — в возрасте 10—14 лет) и расстройства поведения (соответственно 9 и 40%). Это в основном последствия перенесенных в детстве воспалительных и вирусных заболеваний (92%), а также наследственных болезней (8%). Ведущей патологией в структуре заболеваний нервной системы является детский церебральный паралич, частота которого возрастает. Больше чем у половины таких инвалидов отмечаются психические расстройства и у 2/3 — задержка психического развития.
Все такие дети-инвалиды нуждаются в повседневном особо тщательном уходе. Наряду с этим, как считают анкетированные, ребенка невозможно оставить без присмотра даже на короткое время (18%), его тяжело поднимать, носить, например, в ванную, без посторонней помощи (6%), трудно одевать, кормить (6%), трудно общаться из-за нарушения речи и умственной отсталости (5%). У значительной части детей (45%) эти трудности были в различных сочетаниях. Положение усугубляется невозможностью обеспечения показанного ребенку полноценного и диетического питания (20%). Оказание медико-социальной помощи детям-инвалидам нередко запаздывает, только у 9% детей диагноз был установлен сразу после рождения, на первой неделе. Чаше всего диагноз устанавливается на первом и втором—третьем годах жизни (35 и 36% соответственно), реже — в дошкольном и школьном возрасте (10 и 8%).
Можно с уверенностью говорить о поздней диагностике многих случаев тяжелых болезней и развития их последствий. Так, по данным анкет, причиной заболеваний, приведших детей к инвалидности, в 65% случаев явилась врожденная и перинатальная заболеваемость, болезни матери во время беременности, врожденная и наследственная патология, травмы в родах. На вопрос: можно ли было поставить диагноз раньше, 61% матерей дали положительный ответ и только 17% — отрицательный.
В современных условиях — это огромные и непоправимые потери времени, так как начавшееся с раннего детства лечение, например, детского церебрального паралича и умственной отсталости, дает существенные положительные результаты. Поэтому практика наблюдения будущей матери и ее ребенка в рамках единого акушерско-терапевтическо-педиатрического участка показала необходимость выделения не менее 4 групп риска для здоровья новорожденного:
— 1-я группа, требующая внимания, — дети матерей с экстрагенетальной патологией и отягощенным акушерским анамнезом;
— 2-я группа, требующая повышенного внимания — дети матерей, у которых были токсикозы беременных, избыточная масса тела и т. п.;
— 3-я группа — группа риска: новорожденные с врожденной гипотрофией, недоношенные, с гемолитической болезнью, сахарный диабет у матери, рожденные в двойне и т. п.;
— 4-я группа — группа повышенного риска: новорожденные с гнойно-септическими заболеваниями, расстройством дыхания, асфиксией, нарушениями центральной нервной системы.
Подобная практика выявления нарушений в период наивероятного их появления принята всей мировой практикой и не исключает периодические комплексные осмотры детей. От персонала, оказывающего помощь матери при беременности и родах, просят информацию в службы здравоохранения по следующим вопросам: в какой период беременности мать страдала вирусным заболеванием, подробности о случаях инвалидизации у других членов семьи, о продолжительности затянувшихся родов, о причинах наложения щипцов и т. п. В таком регистре, предполагающем несколько расширенный подход в отношении охвата контингента, может оказаться до 20% всех новорожденных, среди них удается выявить до 80% детей, действительно оказавшихся с дефектами развития. Последующее их наблюдение позволяет значительно сократить контингент, принимая во внимание, что включение в этот регистр новорожденного и исключение из него требуют тщательной подготовки родителей и контакта с ними в процессе более сложных обследований и мер предупреждения инвалидности.
Это не исключает необходимости осмотра всех детей с целью выявления таких состояний, как врожденный вывих бедра, проведение анализа мочи и крови на фенилкетонурию у новорожденных, пробы на слух у детей в возрасте 6—8 мес. и пробы на зрение с 2-летнего возраста.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.