Действующие должностные инструкции и аналитические материалы по их изучению
3.1. Действующие должностные инструкции.
Действующие должностные инструкции должны обязательно использоваться при подготовке и корректировке новых должностных инструкций.
Прежде всего, необходимо изучить каждую действующую должностную инструкцию, выявив в ней неточности, противоречия, неудачные формулировки и т.д. Это целесообразно делать как с исполнителями, так и с их руководителями. Кроме этого, действующие должностные инструкции необходимо сопоставить и с другими нормативными документами (положениями, квалификационными характеристиками и др.).
Важно составить перечень фактических обязанностей, которые выполняет работник по той или иной должности, и сопоставить его с перечнем обязанностей, указанных в должностной инструкции. Опыт показывает, что в ряде случаев перечень фактических обязанностей шире, чем указано в должностной инструкции.
Необходимо проанализировать этот список и все обязанности, которые указаны в Положении о подразделении ЛПУ и имеют прямое отношение к деятельности работника, включить в пересмотренную должностную инструкцию.
В то же время из действующей должностной инструкции следует исключить все положения, не имеющие отношения к данной должности.
3.2. Аналитические материалы по анализу работы сестринского персонала.
Главные и старшие медицинские сестры должны постоянно анализировать работу сестринского персонала, выявлять недостатки в организации их работы и вносить предложения по реорганизации работы различных служб, созданию новых служб (оперативных отделов, транспортных служб, централизованной наркотической службе и др.).
Необходимо также вносить коррективы в должностные инструкции. Так, при организации оперативного отдела больницы в должностные обязанности старшей медицинской сестры и палатных медицинских сестер вносятся коррективы, касающиеся их совместной работы с этой службой.
Аналогично вносятся коррективы в обязанности палатных медицинских сестер по работе с наркотиками при организации централизованной наркотической службы и т. д.
Недостатки в работе с должностными инструкциями в лечебно-профилактических учреждениях
Анализ практической работы с должностными инструкциями в ЛПУ указывает на ряд недостатков, которые часто не позволяют правильно организовать труд сестринского персонала.
Перечислим важнейшие недостатки в работе с должностными инструкциями.
1. Отсутствие должностных инструкций по ряду должностей сестринского персонала, предусмотренных штатным расписанием.
По ряду должностей сестринского персонала, особенно вводимых дополнительно к ранее действующим, должностные инструкции отсутствуют. Это не позволяет правильно организовать труд работников, четко определить круг их обязанностей, прав и ответственности. Иногда отсутствие должностных инструкций объясняется тем, что администрация в случаях неполного укомплектования штатных должностей старается возложить на имеющихся работников все виды работ. Следовательно, при отсутствии должностных инструкций персоналу говорят, что они обязаны выполнять все виды работ без соответствующей доплаты за расширение зон обслуживания или за увеличение объема выполняемых работ. Иногда отсутствие должностных инструкций объясняется полнейшим безразличием к правильной организации труда сестринского персонала. Все это приводит и к тому, что сложно разграничить обязанности работников с однотипными функциями. Это также ведет к возникновению так называемых "ничейных зон" в работе.
Поэтому главные медицинские сестры должны периодически проверять, имеются ли в том или ином подразделении должностные инструкции на каждую должность среднего медицинского персонала, поименованную в штатном расписании подразделения.
При введении новых должностей в штатное расписание необходимо одновременно подготавливать по ним должностные инструкции.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.