Щедровицкий: Тенденции, тенденции сказал я, развития культуры. Я про философию сказал. Там наверху стоит марксова теория или марксова философия.
Вопрос: Может найдется другая философия?
Щедровицкий: Может, может, если найдется один нахал, который пойдет выше Маркса в истории культуры, то она пойдет дальше, но важно вот что: такие как Маркс по своему синтезу культуры возникает наверное раз в 1000 лет. Мы подождем еще 1000 лет. В 2900 году, наверно, появится еще раз такой Маркс и построит новую теорию.
Вопрос: А может раньше?
Щедровицкий: Вот если будем делать то, что я объявил как непременное элементарное условие может и раньше. Но это все ваши проблемы.
Щедровицкий: Искусственно-техническое развитие. Там еще есть естественная компонента. И теперь, я надеюсь вы поняли, что поскольку мы отставшие были, да, то теперь чтобы выходить вперед нам надо за счет искусственной компоненты, но собственно допускается делать многое то, что там в Германии, Франции делается за счет естественного развития, да. Вы поняли о чем я? Вопрос: У меня такой вопрос: культурный человек вышел на передовые рубежи. Какими нравственными критериями он будет пользоваться при выборе ....?
Щедровицкий: Попробую Вам сейчас ответить, но в своей логике. Так больше нет замечаний и вопросов, да? Так, прощу Вас. Сейчас, сейчас.
Бондаренко: А я хотела бы вернуться к другому, в другую сторону. К педагогике самой. Вы нам сказали, что коммуникация является основным ядром человеческого общества. А нельзя ли. Относительно этого основного ядра посмотреть как там производственная и клубная структура?
Щедровицкий: А там нет производственной структуры.
Бондаренко: А можно ли в этой форме, которая коммуникация, обучение налаживать, которое является....
Щедровицкий: Я не понимаю, что Вы спрашиваете. А разве обучение организуется не в коммуникации? ' :
Бондаренко: Но ведь тогда обучение может быть само по себе клубным. Щедровицкий: Конечно, может быть. Кто о этим спорит. Это вроде бы и делалось, вроде бы в Красноярске, систематически из года в год. И кто только не обещает результаты. Именно по этим линиям, да? Значит, вроде я с Вами целиком согласен и почти все здесь предшествующие. Только теперь я бы все это промыслил. Отфиксировал и промыслил. Все что происходит. Выводить это на уровень идеального содержания. А у вас, вроде бы, Борис Иосифович, этого делать не хочет, говорит: я психолог. У меня психологические проблемы и, вроде бы, отстраняется. А остальные на него смотрят и тоже не делают. Я понятно сказал, Борис Иосифович? Вы хотите что-нибудь по этому поводу сказать? Нет, отлично.
Так. Значит вернулся я теперь к этому вопросу образования.... Последняя лекция, да? Ну вот утешайтесь, что больше этого безобразия не будет... Ну вот. У нас в стране наиболее активно работающей экспериментальной школой, которую ведут психологи 91-я, под руководством Давыдова и там работают сотрудники лаборатории Рубцова. Они делают тоже самое, что и у вас в КГУ делает Борис Иосифович. Они занимаются изучением общения между людьми, коммуникацией, получают очень интересные психологические материалы, коммуникативные и прочие. И, вроде бы, на основе этого пытаются строить педагогику. Это относится прямо к вашему, тезису о коммуникации.
Бондаренко: Я знаю.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.