И ничего после себя не оставил, т.е. личность только тогда личность, когда она из системы, когда она вносит вклад в культуру. И я это начинал рисовать - этот момент: вот вывели сюда, предположили «я» на этой границе, выйдя к передовому краю, передовому фронту, личность выскакивает вверх вот сюда вот, и поэтому я говорю, здесь внизу - пространство подготовки образования. Теперь она выходит сюда на передовой фронт и теперь его личностная жизнедеятельность заключается в том, что он должен двигать культуру человечества и, он делает какой-то вклад вот здесь вот и, продвигается на следующий кусок и вкладывает в культуру, ...... Я то, вы понимаете, я выдвигаю очень мощное требование сейчас к личности, хотя на мой взгляд, проблемы сегодняшнего образования в этом и состоят и дальше я постараюсь показать это.
Играшкин: Определите, что понимать под культурой...
Щедровицкий: Я не думал, что вое, что я рассказывал 5 лекций -так пролетело мимо. Что такое культура, я объяснял и схему рисовал воспроизводства и объяснял, что такое культура. А здесь проблема в другом. Здесь надо не отвечать на вопрос, что такое культура. Этот ответ пустяковый. И, вроде бы, в 63-м году я этот ответ дал. И, вроде бы, его все приняли и никто даже не возражает, хотя и есть недочеты, конечно. Но проблема заключается в другом. Проблема состоит в том, чтобы ответить, где линия развития культуры и вот этого сегодня никто не может оказать. И поэтому педагоги ......... - все это лапша на уши. Поскольку не будет этого никакого нового образования; пока вы не определите вот эту линию развития культуры.
Играшкин: Линии культуры нужны для того, чтобы образовать новые культурные новообразования, так?
Щедровицкий: Верно. Но все равно приходится теоретически отвечать и отсюда, понятие Культуры распадается на два. Это я сейчас и ухватил в вашем замечании. Замечание то прекрасное. Потому что, что такое культура? Когда я даю функциональное определение культуры и схему воспроизводства и говорю: культура - это набор образцов, эталонов или матриц, которые записываются в определенные помещения, музеи культуры, исторические музеи культуры, И дальше используются для подрастающих поколений когда им дают образование. Это я сказал и, вроде бы, это определяет определенные перспективы. Но чтобы правильно выбирать направление подготовки, содержание подготовки, надо отвечать, как расположены линии развития культуры. Потому что, что толку, что мы сегодня будем готовить платоников или аристотеликов. Все равно, вроде бы, так получается, что аристотелевская концепция ушла в прошлое. И хотя она очень умная и Аристотель был, конечно, на много голов выше, чем работающие сейчас у нас преподаватели философии и сотрудники института философии. Но все равно, обратите внимание: Аристотель был умнее их я лучше –мыслил в том числе в области философии и логики, но Аристотелевская философия все равно ушла в прошлое и у нас сейчас эпоха марксистской философии. И именно она является сейчас самой передовой и лежащей в самой передовой части, если не считать некоторых доморощенных философов, которые может где-то есть, но еще не проявились. Может быть они проявятся когда-нибудь. И сегодня Маркс стоит во главе вот этой вот философской линии, на ее вершине. И готовить надо, вроде бы, марксистов (Соответственно. Для этого надо очень четко знать в каждой науке: в физике, в химии, в биологии) а ситуация бывает такой: какой эффект объявился, навесили ему буржуазное клеймо, Менделя и Моргана законами, говорят они ничего не понимают, и пришел сторонник Лысенко на биологический факультет МГУ и начал там внедрять соответствующие теории, А потом ( ) произвел обратный переворот и сказал, что все это псевдонаука и лженаука. И все то, что у нас учили, надо забыть. И теперь опять начинают читать Менделя, Моргана , да? Но при этом уже оказывается, что сам индивид плывет по течению классических представлений, поскольку, если бы не было этого погрома, то наша бы биология по прежнему шла впереди всей мировой биологии. Но, поскольку ее вышибли на 15 лет, то за это время английские и американские направления стали первыми и теперь оказывается, что все то что мы развиваем идет сзади. И в этом смысле поворачивается вектор развития. Я понятно говорю, да?
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.