Н.Н.Хоменко, Мастер ТРИЗ Баден – Баден, Германия
28 июня 2007 г.
«ОТСМ – ТРИЗ» – как научная теория
Развитие теории
На сегодняшний день идет много споров ТРИЗ наука или не наука? Теория решения изобретательских задач - научная теория или нет? Надо понять, что же такое прикладная научная теория. Мы говорим о подготовке исследователей и формирование исследовательских навыков. Этим как раз занимается прикладная наука.
Прикладная наука создает инструменты полезные для практики. Это значит, что результат, который хотим получить можем получить меньшими усилиями, с меньшими затратами и более предсказуемо. Если делаем что либо методом проб и ошибок, мы можем, конечно, сделать корабль, но при этом большое количество кораблей утонет. Зная и используя закон Архимеда, получим сразу полезный результат: корабль не утонет и будет работать.
Любая прикладная наука имеет два компонента: теоретический базис и инструментарий для практики. На базе практики строится теоретический базис, который используется затем для практики и от того, каков результат этого использования можно судить об эффективности научной теории. Качество теории проверяется практикой. Но практика же является основанием для построение теоретического базиса. Есть две взаимоисключающие поговорки: первая: «нет ничего практичнее хорошей теории» - с одной стороны; вторая поговорка с другой стороны: «одна маленькая практика стоит многих теорий».
Прикладная наука обеспечивает теорию, полезную для практики, а практика, позволяет делать теоретическую базу. Теория может объяснить что-либо, но как проверить правильность? Практика проверяет так ли сделан теоретический базис. Однако, факты можно интерпретировать как угодно. Выводы могут быть разные. Поэтому важны инструменты, с помощью которых идет проверка. Как говорили диалектики: сначала идет гипотеза - абстрактное сверстывание, пассивное созерцание, накопление информации, абстрактное мышление, переход к теоретическому обобщению и опять к практике. Как работает полученный при этом инструментарий проверяется опять пассивным созерцанием и так далее.
Так же как любая прикладная наука развивалась и теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Первые теоретические идеи по работе с изобретательскими задачами Генрих Альтшуллер (автор ТРИЗ) описал в 1966 году. Он говорил, что бы решать задачи надо понимать закономерности развития технических систем, какие то регулярности, существующие в эволюции систем.
Развитие ТРИЗ как научной теории продолжалась. Шло накопление информационного фонда, шло пассивное созерцание. Г. Альтшуллером уже был накоплен огромный, достаточно достоверный информационный фонд, касающийся технических систем. Сложнее с нетехническими системами, потому что информация чаще всего интерпретирована. Юлий Мурашковский стал заниматься поиском закономерностей в художественных системах и у него появилась проблема: как найти достоверную информацию эволюции. От книг искусствоведов он перешел к сбору информации через дневники и письма самих авторов. Действительно, накопленный Г. Альтшуллером фонд технических систем был объективнее и достовернее. Как верно говорил сам Альтшуллер: «Надо искать не там где потерял, а там, где светлее». Для того, чтобы создать теорию решения проблем Генрих Саулович переключился на анализ эволюции инженерных систем. Им был обозначен механизм улучшения технических систем и перевода ее на новую ступень развития.
Итак, первый постулат классической ТРИЗ в том, каким образом объект соответствует законам развития. В науке можно получить хороший результат, опираясь на объективные законы развития в разных научных областях. Более достоверные – законы развития технических систем. Выявить же закономерности в любых гуманитарных областях много сложнее.
Второй постулат классической ТРИЗ – за проблемой скрывается противоречие и для того, что бы решить проблему надо разрешить противоречие. В 60 годах Генрихом Сауловичем определено до восьми приемов разрешения противоречий.
Итак, в 80 году Альтшуллер обозначает эти два важных принципа. ТРИЗ, как любая наука предполагает закономерности позволяющие предвидеть будущее благодаря закономерностям развития систем и второй – системы развиваются преодолевая противоречия.
В 1997 в ТРИЗ появляется третий постулат - конкретной ситуации. Здесь уже можно говорить о появлении общей теории сильного мышления (ОТСМ). Г. Альтшуллер принял этот постулат его сразу и многим тризовцам он казался очевидным. Ким Хадеев настаивал на более четкой формулировке третьего постулата. Конкретные условия непременно должны браться в расчет.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.