Несомненно существуют разные уровни творчества. От совершенно не формализованной деятельности, которая осуществляется методом проб и ошибок к абсолютно формализованной, при которой действия осуществляются машиной без участия человека – вот на этой шкале разные уровни творчества.
Творчество это не абсолютно застывшее и идеальное, а динамическая субстанция. По мере того как растет формализация деятельности уменьшается творчество. Творчество - это как линия горизонта. Мы идем к этой линии, изучаем опыт предыдущих поколений и на этом строим собственную творческую деятельность. Тем самым ускоряем темпы эволюции. Наша творческая деятельность стоит на формализованном опыте прошлого, нам передаются знания, навыки накопленные предшественниками и задача использовать это для собственной творческой деятельности.
Основная задача науки в переводе творчества в не творчество, то есть из метода проб и ошибок в рутинною работу. Наука сокращает метод проб и ошибок, сужает поле поиска. Не мог бы быть построен собор Парижской богоматери, если бы осуществлялся методом проб и ошибок. Почему в 12 веке стали расти большие здания в Европе? Это произошло из-за того, что начались христианские войны и многие европейцы отправились на восток воевать с мусульманами и привезли арабское цифроисчисление. Математическое знание было формализовано и давала практике строительства более четкие, эффективные исчисления, которые позволили построить прекрасные соборы.
Появились исчисления арабские, которые заменили исчисления римские. Одна математическая модель сменилась другой, более эффективной, которая обеспечивала облегчение в математических расчетах.
Как в любой прикладной науке ТРИЗ происходят те же процессы. В ТРИЗ при решении задачи мы переформулируем проблему в модели, которые позволяют выйти на более обобщенный уровень описания проблемы. Осуществляется переход на более абстрактный уровень описания проблемы. Такой подход позволяет найти более отдаленные аналогии, которые не очевидны на первый взгляд. Если на обычном уровне спросить, что общего между собакой и самолетом, то может показаться, что это вопрос шизофреника. На самом деле, мы видим яркий пример появления аналогии при создании системы очистки самолета от льда. Найти новый принцип изобретателю помог случай: изобретатель увидел, как собака стряхивает с шерсти воду и перенос этот способ в самолетостроение. С помощью вибрации современные большие самолеты стряхивают с себя лед, как собаки воду. Был найден новый принцип и внесен в науку как формализованное знание.
Любая наука занимается созданием моделей и они сменяют друг друга. Смена парадигмы науки происходит посредством накопления противоречий, критическая масса противоречий в научной теории ведет к появлению новой конструктивной модели. Предыдущая парадигма заменяется другой, более совершенной научной парадигмой. В этом состоит развитие науки. Одним из примеров может служить замена теории расчета траектории полета космических кораблей Ньютона более точной теорией в этом направлении теорией Эйнштейна. Практика проверяет теории на эффективность в практике и теории тем самым развиваются. Но любая теория имеет и свои границы применения.
Аналогично в ТРИЗ. Г.С.Альтшуллер еще в 80-х годах начал говорить, что надо переводить теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ) в общую теорию сильного мышления (ОТСМ), более общую теорию, которая могла бы разрешить целый ряд противоречий, накопившихся в ТРИЗ.
Аксиомы ОТСМ – ТРИЗ
Любая теория - это модель. Мы думаем моделями. Это одна из базовых аксиом ОТСМ. Все о чем мы мыслим есть оперирование моделями. Любая модель имеет ограничения применения. Общеизвестно, что любая карта не есть территория. Модель не есть объект. Поэтому и любая модель соответствует реальности только в той или иной мере. Говорить, что модель хороша или плоха не имеет смысла, качественная характеристика модели определяется уровнем ограничения. Рамки применения модели – степень эффективности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.