Каким образом в научную теорию вошел этот постулат? В середине 80 годов появилось понятие «ресурсы», в связи с тем, что в тогдашнем алгоритме изобретательских задач (АРИЗ – 77) на шаге 3-1 надо было выбрать изменяемый элемент для решения задачи и ТРИЗзовцы делали ошибки. Как мы знаем, в любой прикладной науке на этапе применения теории на практике возникающие сложности приводят к дальнейшему развитию науки. Так в ТРИЗ – есть сложность. Необходимо сформулировать противоречие. Итак, для того, чтобы сделать выбор изменяемого элемента надо знать в чем будет состоять решение, а для того чтобы знать каким будет решение надо выбрать изменяемый элемент… Казалось появился замкнутый круг. На самом деле – это решение во времени: надо не выбирать, а ввести Х элемент. При его появлении строится образ этого Х элемента. (Нами был сделан на эту тему доклад в Новосибирске). Зная, какие свойства необходимы этому элементу надо проанализировать вещественно - полевые ресурсы. Сначала надо решить задачу в общем, а потом выбрать изменяемый элемент или несколько элементов, которые позволят получить конкретное решение. Описание этого элемента должно идти через признаки и их значения.
В работах Альтшуллера в 1985 году было это обозначено в виде цепочки: сначала идет описание ситуации, потом формулировка задачи, потом ее описание на абстрактном уровне через техническое, потом физическое противоречие, далее решение на общем уровне. Решение на абстрактном уровне выглядит как образ и идут поиски реального объекта благодаря символическому описанию.
Наблюдение за коллегами показало недопонимание принципа конкретной ситуации. Много было представлений об идеальности как абсолютности, но она относительна в конкретности: одно и тоже решение в разных ситуациях не может быть идеальным. Например, решение одной и той же задачи в Ледовитом океане совсем иное чем в Индийском.
Альтшуллер хотел решить общую задачу – обеспечить минимизацию или, идеально, устранить метод проб и ошибок при решении нетиповых проблем. Многие ТРИЗовцы говорили, что не надо воевать с методом проб и ошибок, т.к. алгоритм итак хорошо работает. Но именно в этом и есть научность – эти процессы ведут к развитию теории. Если более зрелая теория, то при этом более эффективно работают и методики. Бытует мнение: «Зачем учить ТРИЗ, можно ее не знать и пользоваться методиками, мол, есть 40 принципов, матрица противоречий есть принципы разрешении и зачем знать всю теорию…» Все сводится к тому что мы обучаем изобретателей и параллельно строим инструмент, позволяющий более эффективно работать с проблемами.
Сужение поля поиска – сокращение возможных вариантов. Это можно делать на основе известных закономерностей, зная повторяющиеся явления, можно представить будущее развитие системы и сократит процесс вариативности, то есть количество пустых проб.
ТРИЗ ставит задачи - как избежать большое количество проб и ошибок при решении изобретательских проблем. До сих пор многие говорят, что метод проб и ошибок и есть творческий процесс. Со временем пришло понимание, что творчество динамическое понятие. Для одних изобретателей творчеством конкретный процесс является, а для других этот процесс не является творчеством. Для ТРИЗзовца, знающего 40 приемов или систему стандартов решение инженерной задачи не является творчеством, это рутинная работа, а не знающих ТРИЗ – несомненно творчество. По нашему определению, творчество - это продуктивная деятельность (создание чего - то нового) не поддающаяся четкой формализации. Творчество не формализованный процесс. Что же такое формализация - это когда есть метод, технология, четкость шагов, которые приводят к гарантированному результату. Формализованный процесс можно заложить в компьютер и без помощи человека машина выдает результат.
Изобретательская машина в этом случае – поддержка творчества, поддержка человеческого мышления.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.