Любой вид инженерной и научной деятельности всегда сопряжен с поиском новых технических средств.
Создание нового технического средства всегда диктуется определенной потребностью в нем. Реализация потребности всегда начинается с некоторого пионерского технического средства. Пока существует потребность в техническом средстве продолжается процесс его конструктивной эволюции от поколения к поколению.
Анализ эволюции технических средств показывает, что основная и характерная причина перехода к следующему поколению заключается в устранении главного или главных недостатков в существующем поколении технических средств. При этом главный недостаток чаще всего связан с улучшением какого-либо критерия или нескольких критериев. Главный недостаток устраняется, как правило, путем определенных изменений технического средства.
Найденное и реализованное на практике новое техническое решение (средство) в последующих поколениях улучшается за счет изменения параметров. Эта эволюция продолжается до приближения к глобально оптимальным (для данной структуры) значениям параметров, после чего становится невозможным существенное улучшение их. В этот период для данного класса технических средств происходит микрореволюция — переход к новому, более совершенному техническому решению в рамках одинакового с прежним принципом действия. После этого происходит исчерпание по параметрам нового технического решения и переход к следующему, более совершенному опять в рамках прежнего принципа действия.
Указанный переход происходит до тех пор, пока не произойдет исчерпание принципа действия. В этот период для данного класса технических средств может произойти макрореволюция — переход к новому более эффективному, прогрессивному принципу действия, если существующий научно-технический потенциал предоставляет такую возможность и одновременно имеется социально-экономическая целесообразность. После этого начинается процесс последовательного исчерпания технических решений по параметрам в рамках нового принципа действия. Если же нет условий перехода к новому принципу действия, то процесс конструктивной эволюции приостанавливается, и длительное время воспроизводятся технические средства одинаковой конструкции.
По этому поводу очень образно и выразительно заметил американский ученый М. Оукшот: "Можно считать, что любое достижение заведомо несовершенно, а любое совершенство ценно лишь как зародыш совершенства, которое само является иллюзией".
В целом процессу эволюции присущи две особенности - непрерывность и цикличность. При создании нового технического устройства обычно имеются значительные резервы, заложенные в самом принципе действия, но использованные вначале далеко не полностью. Поэтому при сохранении этого принципа действия в его рамках осуществляется довольно продолжительный процесс усовершенствования. Практически всегда оказывается, что технические объекты и средства отмирают в момент своего наивысшего расцвета, т.е. тогда, когда они достигли верха совершенства. Сам процесс наступает не тогда, когда эксплуатируемые сооружения или машины окончательно перестанут удовлетворять потребительским свойствам, а тогда, когда дальнейшее совершенствование их в процессе технического творчества человечества прекращается.
Процесс поиска новых технических решений — творческий процесс. Его трудно разложить на составляющие части, выделить в нем главные и второстепенные элементы. Еще труднее сформулировать законы. Но некоторые принципиальные методы поиска новых решений к настоящему времени выработаны. Можно выделить следующие из них:
– метод проб и ошибок;
– метод эвристических приемов;
– метод контрольных вопросов;
– метод мозговой атаки;
– синектика;
– морфологический анализ;
– алгоритм решения изобретательских задачь;
– автоматизированный синтез технических решений.
Метод проб и ошибок заключается в бессистемном последовательном выдвижении и рассмотрении всевозможных вариантов. Решая поставленные задачи этим методом инженер опирается на предшествующий опыт: припоминает некоторые задачи из своей практики, обращается к публикациям, патентной информации, пользуется сведениями из производственного опыта. Если выдвинутая идея оказывается неудачной (ошибочной), ее отбрасывают и выдвигают новую. Правила выдвижения новой идеи отсутствуют. Пробы и ошибки могут быть мысленные или экспериментальные. Например, Колумб открыл Америку отчасти благодаря ошибкам.
При применении метода проб и ошибок возможно три случая:
– первый случай — предшествующий опыт помогает в поиске новых решений;
– второй случай — предшествующий опыт нейтрален;
– третий случай — предшествующий опыт мешает.
Пример — Эдисон поставил тысячи опытов по одному узкому вопросу — поиску материала для нитей накаливания лампочки, проводит их целый институт.
Метод эвристических приемов возник в 40-50 годы как развитие метода проб и ошибок. Цель метода — повысить вероятность нахождения новых решений за счет набора различных приемов. Всего к настоящему времени выработано около 40 приемов. Рассмотрим основные из них:
– прием дробления, заключающийся в разделении объекта на составные части;
– прием вынесения, заключающийся в отделении от объекта мешающих частей и выделении единственно нужных;
– прием повышения местного качества, заключающийся в улучшении отдельных частей объекта;
– прием асимметрии, заключающийся в переходе от симметричных форм к асимметричным (например, в вантовых мостах);
– прием объединения, заключающийся в соединении различных элементов в целое, например, рамные конструкции;
– прием использования объекта по другому назначению, например, авторучки, заполненной вместо чернил маслом, при сборке часовых механизмов;
– прием "антивеса", например, пневмоконструкции;
– прием предварительного напряжения, заключающийся в предании объекту деформаций (напряжений), противоположных по знаку от основных воздействий;
– прием "заранее подложенной подушки", заключающийся в повышении надежности объекта заранее подготовленными аварийными средствами;
– прием "наоборот", например, сделать неподвижную часть подвижной, подвижную неподвижной;
– прием "обратный вред в пользу", использовать вредные факторы для получения положительного эффекта и другие.
Метод эвристических приемов допускает улучшение существующего решения, но не гарантирует нахождения нового. У разных пользователей этого метода часто получаются разные результаты.
Эвристические приемы морально не стареют и могут быть использованы в разных областях.
Метод контрольных вопросов заключается в постановке наводящих вопросов, позволяющих подвести к решению задачи. Разработан он в 20х годах нашего столетия.
Чаще всего пользуются вопросником, содержащим 9 групп вопросов:
1. какое новое применение техническому объекту можно предложить;
2. возможно ли применение объекта путем упрощения, сокращения его; что можно скопировать;
3. какие модификации объекта возможны;
4. что можно в техническом объекте увеличить и улучшить с целью повысить качество;
5. что можно в техническом объекте уменьшить, заменить, сжать, концентрировать, укоротить, сузить и т.д.;
6. что можно в техническом объекте преобразовать: изменить компоновку, разметку, планировку, последовательность операций, скорость, темп работы, режим и т.д.;
7. что можно в техническом объекте перевернуть;
8. какие новые комбинации элементов технического объекта возможны: можно ли создать новый состав, смесь, сплав, по иному собрать узлы, блоки, агрегаты.
Этот метод тоже является усовершенствованием метода проб и ошибок. В сущности каждый вопрос является пробой. Использование данного метода позволяет вести совершенствование объектов на основе прежнего опыта.
Метод мозговой атаки заключается в стимулировании группы лиц к быстрому генерированию большого числа идей для решения поставленной проблемы или задачи. Разработка этого метода связана с именем капитана А. Осборна.
Для устранения психологической препятствий А. Осборн предложил разделить во времени процесс генерирования идей и их критической оценки.
Основные правила мозгового штурма следующие:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.