В классической ТРИЗ были сделаны допущения и их можно сравнить с тремя китами на которых строится процесс решения. Первое - учет: объективных законов развития систем, второе - противоречие и, третье, конкретность ситуации. Но эти постулаты претерпели некоторые изменения. Очевидны новые подходы, они не смотрятся так пионерские как это было 40 лет назад, но все же очевидны и игнорировать их, значит, не понимать, что ТРИЗ, как прикладная наука, выходит на новый виток развития. В ОТСМ – ТРИЗ все сводится к первопричине проблемы – есть законы и навыки решения проблем, при этом надо принимать во внимание все известные законы, которые существуют в мире. Постулат любой науки, что есть законы известные, а есть которые надо открывать. На это направлена всякая наука.
Модели ОТСМ - ТРИЗ
На сегодняшний день, дискуссии в ТРИЗ сместились в сторону противоречия. Идея существования объективных законов в общем признана, хотя некоторые это еще пытаются отрицать. Некоторые могут не соглашаться, что этот закон развития систем через противоречия открыт Альтшуллером, но это не суть важно. Этот закон есть и должен приниматься во внимание.
При решении проблемной ситуации надо учитывать объективные законы, которые работают и при анализе конкретной ситуации учитывать наши желания и выстраивать противоречие наших желаний и возможностей.
Это несколько иначе, чем в классической ТРИЗ.
Необходимы базовые модели для перехода от общих законов, от аксиом к построению конкретных инструментов. Конечно с учетом конкретной ситуации. В ОТСМ – ТРИЗ это как минимум две базовые модели – одна модель мышления и модель для описания связного мира. В классической ТРИЗ - это системный оператор. Но вовсе не 9 экранов и не тем более не 5 экранов.
Первая модель - описание объекта через «элемент – имя признака – значение имени признака (ЭИЗ)».
Вторая модель явно не фигурировала в печатных работах Альтщуллера, но идеи высказаны в 1975 г. в статье «Процесс решения изобретательской проблемы: основные этапы и механизмы». Работа хоть и переведена на английский язык, но не опубликована, к сожалению, нигде. В этой работе дается основа АРИЗ 85 – В.
Важное обозначение в этой работе то, что надо искать закон природы, к которому предъявляются претензии.
Две базовые модели классической ТРИЗ это системный оператор (СО) и алгоритм изобретательских задач (АРИЗ). Альтшуллер в свое время говорил, что АРИЗ это СО вытянутый в линию.
В рамках ОТСМ эти две модели получили развитие. Системный оператор трансформировался в модель элемент – имя признака и значение имени признака (ЭИЗ). Модель АРИЗ из классической ТРИЗ трансформировалось во фрактальную модель решения проблем. Для изучения этих моделей требуется больше времени, но как показывает практика, они применяются в ней достаточно эффективно.
Итак, модели классической ТРИЗ используются в ОТСМ с соответствующими доработками, которые позволяют работать над комплексом междисциплинарных проблем, проблем в разных областях знаний.
Возникают вопросы по поводу того как это модель ЭИЗ включает в себя СО.
СО может быть представлен в виде 3 осей.
· Общая категории философии – пространство: надсистема, подсистема – это первая ось.
· Вторая – ось времени. Семейство временных осей: исторический период рассматривается, другая ось времени – технологический процесс работы системы. Идет манипулирование скоростями. Короче говоря, все что касается времени.
· Третья ось – анти система. Система – не система – анти система (белое, серое, черное). Эта тема ждет своих исследователей, хотя некоторые моменты проясняются в работах Г. Язерского «Система – анти», и в других работах ТРИЗовцев из Новосибирска. Систему – анти систему можем рассматривать как би - систему.
Модель процесса решения проблем мы рассматриваем как фрактальную модель. Подсистема имеет ту же структуру, что и надсистема. Пример – лист папоротника: одна и та же структура в самом растении и в его частях. Примером фрактальной модели является и корень растения. На уровне маленький корешков имеется ветвистая структура и самого корня тоже. Это иерархия и в тоже не совсем.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.