Эта модель появилась в изобретательстве, но была отвергнута как слишком новаторская.
Инструменты ОТСМ - ТРИЗ
На основе двух моделей (СО и процесс решения проблем) плюс аксиомы - все это послужило фундаментом построения инструментов АРИЗ, инструментов для решения типовых проблем: если есть такая ситуация надо использовать такое решение. При подготовке человека к профессиональной деятельности в основном изучаются именно типовые решения в этой области.
Неотъемлимый компонент научной теории, который служит проверкой эффективности теории – это инструментарий, который создается на базе аксиом, и моделей, которые делаются на базе теоретического обобщения с целью решения задачи в целом. Инструмент - это ответ: как сократить перебор вариантов не производя бесполезных переборов. Как оградить решателя от десятков пустых проб.
АРИЗ как инструмент, где типовые проблемы рассматриваются как не типовые для людей не знакомых с ТРИЗ.
АРИЗ работает таким образом, что задачу нельзя сразу решить. Сначала задача, представляется не типовой и решение идет по АРИЗ. Но Альтшуллер пришел к выводам, что эта часть устарела. АРИЗ – это то, что должен делать изобретатель после того как задача решена (часть 8 – 9 в АРИЗ-85-В). Это должно стать отдельным алгоритмом. Алгоритм развития решения и рефлексии по проделанной работы.
Это как в любой науке сначала идет накопление фактов, обобщение и опять к практике для того, что бы это в дальнейшем работало.
Элемент позволяющий перевести нетиповую задачу в типовую – это специальный инструмент. Этот перевод не всегда получается. Задача не типовая для всех сложна и нужен специальный инструмент. В эту сторону было сделано в 3 части АРИЗ-85-В распараллеливание действий. Это распараллеливание происходит, когда идет поиск ресурсов для нескольких элементов. Какие элементы надо использовать и какие ресурсы не позволяют решить задачу. Третья часть и послужила этому. Ее название - поток проблем. Надо отталкиваться от имеющихся ресурсов и выстраивать метафору на необходимый Х элемент.
При постановке задачи нужна каноническая форма описания. Описание проблемной ситуации в описании решения. Метафоричность определяется средствами выделения имен признаков в конкретном их значении. Таким образом описывается Х элемент.
Противоречия для разных ресурсов мы тем самым формулируем через призму ОТСМ. Мы как бы собираем коллекцию признаков для построения образа решения. Так выстраивается образ будущего решения.
Для этого надо развивать метафорическое мышление. Важны работы по загадкам и метафорам, когда от набора признаков идет описание объекта или сам объект раскладывается на набор признаков.
При этом мы получаем образ решения через описание значений имен признаков.
Получается, что описание объекта идет через набор значений имен признаков и это обобщенное описание выглядит как загадка.
Несколько слов о технологии работы с потоком проблем. Это когда проблема разбивается на под проблемы и последовательно идет решение, которое порождает новые проблемы. Каждая проблема дает какое-то значение признака и получается образ решения из данного потока. Каждая задача приносит элемент к образу.
Из каждой задачи идут под проблемы и именно от этого идет фрактальность решения.
То, что было трудно для классической ТРИЗ, для ОТСМ не так тяжело. Комплекс междисциплинарных проблем, где переплетаются психология, техника, менеджмент и т.д. Поддается решению. Пример проблемы: «Как обеспечить стабильность существования фирмы или города?». Можно, конечно, решать одну проблему, например проблему канализация, но нормального существования всего города мы не получим.
Проблема возникает, потом из нее новая. Надо руководить этим потоком проблем. Надо быть готовым к появлению потока проблема. Важнее это даже в ТРИЗ - педагогике, надо готовить детей заранее к работе с потоком проблем и ошибкой является то, что идет ограждение ребенка от нем.
В ОТСМ – ТРИЗ определен инструментарий для решения проблем. Инструмент распался на четыре технологии:
1. технология «новая проблема»,
2. технология «типовое решение»,
3. технология «противоречие»,
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.