Доктор Деминг говорил: «Есть много моделей, некоторые из них полезны». В аксиомах ОТСМ мы определяем: есть бесконечное количество моделей и каждая полезна в определенных рамках, для определенных целей. Необходимо понять в каких рамках возникла проблема. Какие рамки надо изменить, что бы решить проблему. Психологическая инерция человека – это рамки, заданные с самим человеком. Надо менять свои стереотипы. Противоречие – есть в этом плане незаменимый инструмент, оно показывает в какой области наших знаний объект не соответствует нашим представлениям. Представления должны изменяться для решения проблем. Эйнштейн правомерно утверждал, что способ мышления, который создал проблему не может быть использован для решения. Для решения проблемы надо изменить мышление. Эйнштейн это и сделал изменил точку зрения на механику Ньютона, благодаря изменению своей точки зрения – он посадил человека на луч света и смотрел на него в качестве стороннего наблюдателя. Описал данную ситуацию, так возникла теория относительности.
По определению аксиомы - это утверждения не требующая доказательств и принимается как данность. Это господствующие представления, парадигмы, которые появляются из практики и достаточно очевидны. Аксиомы ОТСМ были нами сформулированы, затем, обсуждены и одобрены Г. Альтшуллером. Аксиомы - это некое научное метазнание, которое можно накладывать на большое количество знаний, это своего рода допущения. которые задают способ в определенной области применения. Если мы не принимаем аксиоматически законы развития систем не существует и их не используем, то и ТРИЗ применить мы не можем. Так же и с теми, кто отвергает подходы развития систем через противоречие, говоря о сложности инструмента. Проводя прямую аналогию, можно тогда представить, что машина это хорошо, но мотор – это сложно, поэтому надо убрать его. Очевидно, что автомобиль без мотора не поедет. Таким образом теория не может быть просто упрощена. Для свертки ТРИЗ надо идти научным методом, тогда упрощение в науке будет новая научная модель. Человек не знает АРИЗ и говорит, что он сложен, и берет только то что ему надо – это шаг назад в развитии науки. Сверстка в ТРИЗ должна быть корректна, сделана на каком – то фундаменте и научным методом. Это так в любой науке.
Любая теория - это вещь в себе, пока ты не передал ее другим. Знания должна быть передаваемы и если этого нет, то нет научной теории.
Замечательное высказывание Ф. Бекона – хорошая теория выравнивает способности людей. Хороший метод не требует личности. Хороший метод выходит за рамки личности. Идет как бы вытеснение личности. Формализованное знание позволило создать роботов – манипуляторов, которые принимают решения сами без человека. Они работают без человека – это подход к искусственному интеллекту.
Хороший метод работает не только в руках человека, но может использоваться и машинами. Примером может служит навигатор при парковки машины. Где машина САМА решает как припарковаться, а ведь это одна из самых сложных операций у водителей.
Продолжим разговор о снижении уровня метода проб и ошибок. Г.Альтшуллер думал, как перевести изобретательскую, творческую задачу из десятков проб, в задачу на 5 - 7 проб и при этом не потерять качество решения. В классической ТРИЗ ход был найден через противоречие - выход на узкое место в проблеме. Причем, у Альтшуллера понимание пришло, что после технического стоит физическое противоречие только через 30 лет. Мы пошли дальше – была сформулирована еще одна из аксиом ОТСМ - аксиома первопричины проблем. Она относится к процессу мышления. Не просто противоречие стоит за каждой проблемой, а противоречие между законами природы и нашими желаниями. Все проблемы возникают из наших желаний. Например, мы хотим положить лист металла на воду, а он тонет. Применяя закон Архимеда – этот лист железа поплывет.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.