41. (1892 –1949гг.) американский психолог и психиатр, начал карьеру военным врачом в годы I-ой мировой войны. Свою теорию назвал – интерперсональной теорией психиатрии. Модифицировал и соединил в своей концепции 2 распространенные в США – психоанализ и бихевиоризм. Он оценивал личность как модель повторяющихся межличностных отношений. Качества личности формируются в процессе этих повторяющихся отношений. В связи с этим он в развитии ребенка выделил несколько этапов: в детстве формируется определенная модель на основе совместной со сверстниками игры. В юности на основе общения с представителями других полов. Ему принадлежат вопросы в области социальной психологии – изучение: 1)роли стереотипов восприятия людьми друг друга; 2) исследование формирования контролирующих моделей, которые оптимизируют процесс общения в ходе обмена информацией. В ходе интерперсональных отношений складывается образ человека: себя и др. он разделил многие связанные с психоанализом моменты – в частности что, что связано с бессознательным характером основных потребностей, лежащих в личности. Потребность избегания тревоги у Салливена, становится ведущей в личности и определяет формирование – я системы, лежащей в основе личности человека.
В Я –системе он выделил 3 структуры: хорошее я, плохое я, не я. Описывая их роль в психологии развития, он доказывает, что стремление к персонофикации себя как хорошего Я и избегание мнения о себе как плохом Я, является наиболее важными потребностями личности. С этим связаны элементы фрустрации – тесты Розенцвейга. Работы его оказали большое влияние на социальную психологию, положив начало многочисленным исследованиям особенности восприятия при общении людей.
3. (1900 – 1980гг.) нии – ашер психолог (космополит – человек мира). Получил образование в Германии, стал доктором философии, специализировался в психоанализе. 1933г – переезд в США. Работал в университетах на различных должностях, перед смертью – частная практика в Нью – Йорке.
Наиболее социально ориентирован из всех психоаналитиков. Разработал концепцию - радикально гуманистический психоанализ. Центральное место в концепции – идея об общественной обусловленности человеческой, в том числе и бессознательной психике. Попытка объединения Маркса и Фрейда – но не получилось. Являлся автором работ посвященных исследованию рода религиозных концепций – христианство, иудаизм. В отличие от Харли и ее роли в культуре, он анализирует экономическую, социальную, политическую структуру общества, и соседним тезисом его является положение об особенностях человеческого существования, отличного от животного. Наиболее значимые его работы оставались в русле основных положений психоанализа, они отвечали новым возникшим во второй половине 20 в. соединения идей Фрейда с гуманистической психологией. Это имело большое значение для развития философии, истории, педагогики. Анализируя экономическую ситуацию и личность при капитализме он показал, что эта система потребовала от человека таких качеств, как: эгоизм, себялюбие, алчность и т.д. говорил, что - «живое существо становится товаром на рынке личностей. Я тоже меняюсь, я такой, как вам нужен». С другой стороны при социализме тоже видел много недостатков, в частности – где человек лишается индивидуальности, а взамен получает стереотипность. Единственным адекватным ответом на проблему человеческого существования является любовь. Т.е. форма человеческих отношений, чтобы обрести подлинное Я, он пишет работу – «искусство любить», 1964г. основные задачи психоаналитического воздействия – воспитать в человеке любовь. Виды любви: любовь к себе, материнская любовь, отцовская, эротическая, к другу, к богу и т.д. базовая любовь – любовь к себе. Он приходит к выводу, что есть 2 способа реализации своей внутренней природы – способ быть и способ иметь. Люди, которые живут, чтобы иметь, ориентируются на внешнюю сторону своего развития, а развитые по способу быть – характеризуются внутренней свободой и уверенностью человека в себе. Им нужна свобода чтобы быть самим собой. Фромм очень много думал о месте человека внутри природы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.