Учитесь властвовать собой (урок-практикум по самовоспитанию), страница 8

10.  Нет ничего опасного в том, что подростки иногда «балу ются» сигаретами, если они смогут оставить это занятие до того, как курение превратится в привычку. (Неверно.)

59


ВСЕ ИМЕЕТ СМЫСЛ, ПОКА МЫ ЗДОРОВЫ

(урок-лекция по валеологии)

Цель: дать основы здорового образа жизни, правильного питания, научить учащихся ценить и сохранять собственное здоровье.

Ведущий. На протяжении веков представление людей о том, что значит быть здоровым, почти не изменилось. Здоровье, как естественное состояние человека, расценивалось и на Западе и на Востоке одинаково. Врачи и философы древности совершенно справедливо полагали, что человек — неотделимая часть окружающего мира — большой вселенной, микрокосмоса. И сам он — малая Вселенная, микрокосмос — должен постоянно находиться в постоянной связи и гармонии с окружающим миром. Это и считалось здоровьем. Вообще мысль о том, что здоровье — состояние, при котором соблюдается некий баланс, равновесие, была довольно распространенной в разные времена у разных народов.

В России еще государыня Екатерина II, женщина умная и дальновидная, понимала, как важно подрастающему поколению научиться заботиться о своем здоровье. Учредив городские народные училища в России, она ввела учебный предмет, получивший название «О должностях человека и гражданина». Ученикам преподавали, как заботиться о своем здоровье и быть приятным в житейском обхождении. Автор учебника, изданного в 1783 году, писал: «Здравием нашего тела мы называем то состояние, когда наше тело свободно от всех недостатков и болезней». А далее были перечислены причины болезней, кои «происходят частью от других людей, частью от нас самих, частью от непредвиденных несчастных случаев». Болели тогда из-за неумеренности в пище, употребления незрелых овощей и плодов, нездоровых для желудка тяжелых яств, беспечного отношения к жаре и стуже, сидения или стояния на сквозном ветру, а особенно от сырости и духоты в жилищах. Жестокие страсти, гнев, печаль, ревность, Обида, от которых рождаются страшные душевные болезни, также не способствовали здоровью. Небрежное употребление всякого оружия и инструментов, неосторожность в лазанье, борьбе, прыганье, поднимании тяжестей, пренебрежительное отношение

60


к лекарствам и, напротив, слепое следование суеверным способам лечения — все это печально отражалось на здоровье. К непредвиденным несчастным случаям относили внезапный страх, нечаянный стыд, неожиданное падение, нечистый воздух. Причем в таковых случаях от пострадавшего требовалось сохранить «бодрость духа».

Ну, а если человек заболевал, автор учебника советовал: «Когда кто болезнь какую в себе примет, то должен избегать всего, что недуг его умножить может, и искать помощи и совета у врача. Бог действует при том, посредством своих тварей (то есть врачей) так, как и в большей части других случаев. Он хочет, чтобы во время болезней наших мы пользовались лекарями и лекарствами. Колдовства и других суеверных средств, как то заговора, нашептывания, опрыскивания, привесок и прочего употреблять не должно; ибо сие Богу противно и заповедью его запрещено. Все лекарства, кои Бог нам через искусство врача посылает, употреблять надо надлежащим образом и держаться точно предписания врача своего, ибо врач разумеет болезнь нашу, что нам вредно и полезно».

Одна из глав учебника, названная «О благопристойности», советовала, как следует ходить, сидеть, вести себя за столом. «Лицо и руки умывать и ногти обрезывать, а не кусать, голову в чистоте держать и волосы причесывать, а простым людям так подстригать, чтобы они на глаза не висели, лучше всего волосы заплетать и завязывать».

В XIX веке были изданы интереснейшие учебники по гигиене, в том числе и переводные, в основном немецкие. В этих книгах содержался гигиенический практикум, в котором среди прочего приводились способы оценки качества продуктов питания. Недобросовестные торговцы подмешивали тогда к топленому маслу известь и другие добавки. В учебниках, советовали растопить масло, чтобы сор выпал на дно и стал заметен. Для определения свежести яйца рекомендовалось 120 г поваренной соли растворить в 1 л воды. Свежие яйца тонут, а испорченные всплывают. Кстати, почему? (Внутри испорченных лиц происходит процесс гниения с выделением сероводорода. Следовательно, удельный вес яйца становится меньше и оно всплывает.)