Исследование мирового опыта учета и регистрации недвижимости на примере таких стран как Россия, Швеция, Германия, США и Великобритания, страница 2

Кадастр в Швеции рассматривается как сфера человеческой деятельности, обеспечивающая эффективное и рациональное управление национальной экономикой в области землепользования. В России же государственный земельный кадастр – систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета для индивидуализации объектов недвижимости. Таким образом, кадастр ведется и создается как в Швеции, так и в России  в целях информационного обеспечения.

В Российской Федерации Государственный комитет по земельной политике (Роскомзем) и его территориальные органы выполняет функции по ведению государственного земельного кадастра, в Швеции ведущая роль в развитии кадастра принадлежит Национальной земельной службе (NLS), которая выполняет также программы национального картографирования страны, работы в области геодезии, топографии. В России этими работами занимаются другие государственные органы. То есть полномочия NLS на много шире,  чем полномочия Роскомзема, что улучшает качество собранной кадастровой информации. Например, при изменении границ собственности или ее переформирования все необходимые работы по закреплению этих изменений  в Швеции выполняют подразделения Национальной земельной службы,  а в Российской Федерации при изменении границ собственности все документально закрепляется территориальными органами Роскомзема, при перепланировках  же квартир все измерения в натуре и документальное оформление выполняет Бюро технической инвентаризации, то есть другой государственный орган. Получается, что в России кадастровый и технический учет ведется разными органами, а это не способствует созданию многоцелевой системы учета и регистрации недвижимости.

До 1999 года в Российской Федерации регистрационные действия производил Роскомзем и его территориальные органы, с 1999 года Учреждение Юстиции по регистрации прав проводит государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделки с ним. То есть теперь государственная регистрация прав оторвана от единой системы государственного кадастра. В Швеции регистрацией недвижимой собственности в Регистре недвижимой собственности занимаются специальные подразделения Национальной земельной службы. В Земельном регистре производят регистрацию юридического статуса владения частной собственности через районные суды. Регистрация титула является обязательной процедурой, но  все-таки важные правовые последствия  вытекают из правоустанавливающих документов (например, покупатель становится владельцем с момента подписания договора), а не из регистрации.  В России же право на какую-либо недвижимую собственность возникают только после регистрации, т. е. не зарегистрированная сделка считается ничтожной, это же относится и к регистрации различных ограничений (обременений). В Швеции регистрация сервитутов и узуфруктов является совершенно необязательной, а вот ипотеку регистрировать надо. Российское свидетельство о праве собственности имеет юридическое значение, а шведские свидетельства о регистрации не имеют большого правового эффекта.

В настоящее время в России и в Швеции идет процесс автоматизации хранения и использования регистрационной и кадастровой информации. Государственная регистрация прав носит открытый характер. Информация о зарегистрированных правах предоставляется за плату. Правительства стран не финансируют регистрационные органы, т. к.  регистрационные сборы покрывают все затраты.      

Таким образом,  в Швеции одна и та же служба занимается как ведением кадастра, так и регистрацией недвижимости (в Земельном регистре ведется только реестр прав). Регистрации недвижимости и различных ограничений там не придается большого юридического значения, что в принципе правильно. В России же надо стремится к сохранению многоцелевой системы учета и регистрации недвижимости путем наиболее тесных контактов со службами занимающимися кадастровым и техническим учетом.