Интерактивная доска как новый инструментарий учителя музыки

Страницы работы

Содержание работы

Комитет по образованию САНкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования

Ананьева И.И, Евтух Е.В.

Интерактивная доска как новый инструментарий учителя музыки

Санкт-Петербург 2010

Введение

Выделяют два направления информатизации музыкального образования: музыкальная информатика и электронная (компьютерная) музыка[1].  В первом случае компьютер является средством для решения традиционных задач, оптимизирующим учебный процесс, способствующим развитию самостоятельности учащихся в музыкально-познавательной деятельности. Однако, по мнению И.М. Красильникова[2], в реализации данного направления не происходит концентрации внимания на «специфических проблемах музыкально-компьютерного творчества»

Задача массового музыкального образования, на наш взгляд, состоит в поиске компромиссного варианта использования данных направлений в школьном образовании, способствующего одновременно решению задач и первой и второй групп. Это связано с массовостью и просветительской функцией школьного музыкального образования. В педагогической практике зарубежных стран эти два направления прочно заняли свое место в формировании музыкальных вкусов школьников. Помимо стандартов музыкального образования существуют стандарты информационных технологий для реализации задач музыкального образования. В качестве примера сошлемся на Opportunity-to-LearnStandardsforMusicInstructionGradesPreK-12, разработанные Национальной Ассоциацией учителей музыки США и опубликованные в апреле 1994 года.

Метафора, предложенная Марком Пренски (2007) «цифровые иммигранты / аборигены» точно характеризует полярность информационной компетентности участников образовательного процесса, закладывая понимание «поколения миллениума» и во многом объясняя причину неэффективности традиционных форм и методов обучения.

«Сегодня вдруг во всех частях мира, где все народы объединены электронной коммуникативной сетью, у молодых людей возникла общность опыта, того опыта, которого никогда не было и не будет у старших. И наоборот, старшее поколение никогда не увидит в жизни молодых людей повторения своего беспрецедентного опыта перемен, сменяющих друг друга». (Мид М. Культура и мир детства. – М., 1988).

В 1991 году компанией Smart Technologies Inc. была выпущена первая электронная интерактивная доска. Но и сегодня, спустя почти 20-летие, данное устройство все еще остается «новым» в работе учителя.

Согласно исследованиям «Евробарометра» только 20% педагогов Франции удается изменить методику преподавания. Чуть лучше обстоит дело в Северных странах (Швеция, Норвегия), где аналогичный показатель равен 40%. Настоящее пособие преследует цель проанализировать возможности интерактивной доски с точки зрения совокупности педагогических возможностей и технологических особенностей.

В первом разделе пособия «ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА – ЧТО ЭТО?..» читателю предлагается краткое знакомство с устройством, его типами, основными функциями. Представлено многообразие интерактивных досок и устройств с указанием программного обеспечения, входящего в комплектацию оборудования. Сделанный на основе представленных данных вывод об отсутствие унификации интерактивных устройств и сложности (ограничений) обеспечения преемственности в использовании материалов, разработанных для разных типов досок, послужил отправной точкой логики отбора программного обеспечения реализуемого в пособии.

Раздел «Подготовка материалов для создания методических разработок» предлагает учителю овладеть необходимыми навыками, которые будут востребованы в процессе предварительной подготовки собственного творческого проекта урока. Это обработка звука в аудио редакторе Audacity (возможности которого, сложно переоценить для учителя музыки), подготовка визуального ряда с помощью программы Jing, преобразование графических звуковых и видео файлов из одного формата в другой на основе использования on-line медиа-конвертера. Данный раздел, равно как и все последующие, предлагает педагогам воспользоваться свободно распространяемым программным обеспечением, разработанным на основе GNU General Public License. а также, выстраивается сообразно вектору развития информационных технологий на современном этапе: «от программного обеспечения, установленного на локальном компьютере – к работе с сетевыми ресурсами».

Следующий раздел представляет методические разработки тематических линий программ по музыке на основе использования интерактивного устройства MIMIO, как одного из наиболее доступных «бюджетных» вариантов оснащения предметного кабинета. Подробные рекомендации по разработке каждого тематического блока позволят создать аналогичные дидактические пособия учителю, в классе которого установлено и другое интерактивное оборудование.

Похожие материалы

Информация о работе