учениками собственных материальных или духовных продуктов;
· наличие технических возможностей доступа учеников к любым информационным источникам;
· наличие у обучаемых необходимых технических навыков для работы с информационными источниками, реализованными в разных технологических средах (книгопечатание, телевидение, радио, информационно-коммуникационные сети и т.д.).
ТОГИС реализует идею стохастического (вероятностного) подхода к приобретению знаний. Характеризуя отличительные особенности ТОГИС, В.В. Гузеев отмечает[2]: «… самое очевидное различие состоит в том, что учебный материал не излагается учителем и не выучивается по учебнику. Знание материала возникает как бы само собой в ходе групповой работы учеников над задачами и двух туров обсуждений. Первичны задачи, фактические знания – следствие напряжённой самостоятельной работы над задачами».
ТОГИС ориентирована на создание учениками собственного интеллектуального или материального продукта и сравнение его с имеющимися культурными образцами. Хорошие предметные знания – результат непроизвольного запоминания вследствие упорной работы над решением задач, многократных споров и обсуждений, защиты своей позиции.
В ТОГИС ученик становится субъектом учения и носителем познавательной инициативы, а учитель – менеджером учебного процесса и экспертом в предметной области.
Решение учебной задачи ‑ главный элемент учебного процесса в ТОГИС является. Учебная задача включает помимо собственно познавательной задачи еще компоненты информационной задачи и указания для коллективной мыследеятельности, вырабатывающей систему ценностей (компоненты коммуникационной задачи), см. рис. 3.
Рис. 3. Компоненты учебной задачи ТОГИС
Универсальные умения, входящие в состав ТОГИС-задачи, – это набор действий при работе с информацией:
· терминологические изыскания;
· выделение ключевых слов;
· контекстный поиск информации;
· анализ информации;
· формулирование выводов;
· сопоставление выводов с результатами других исследователей или культурной нормой;
· коррекция выводов и выведение следствий из них.
Педагогическое влияние на систему ценностей ученика оказывается через подбор культурных образцов, с которыми сопоставляются результаты собственной деятельности учеников.
Процедура решения учебной задачи строится по схеме, показанной на рис. 4.
Рис. 4. Организация работы над учебной задачей в ТОГИС
Работа над учебной задачей предполагает 2‑3-х разовое повторение этапов коллективной работы над решением задачи и туров слушаний.
Коллективная работа над решением задачи включает в себя формирование позиции группы, поиск, отбор и систематизацию информации с применением сетевых ресурсов; анализ информации; подготовка учащимися доклада или изготовление изделия.
Тур слушаний предполагает представление учащимися результатов работы над учебной задачей; коллективное обсуждение результатов работы; ответы учителя на вопросы учащихся.
Так, на первом туре слушаний учебные группы предъявляют результаты своей работы, основанной на своем первичном понимании учебной задачи. Предъявление им культурных образцов решения проблемы, отраженной в задаче, изменяет их представления о ней, что требует внесения изменений в продукты деятельности (доклады, изделия). Результаты этой работы предъявляются на втором туре слушаний. По итогам работы второго тура в продукты коллективной деятельности тоже могут быть внесены изменения, которые предъявляются на третьем туре слушаний.
Банке задач ТОГИС размещен на официальным сайте ТОГИС-сообщества ‑ y/banhttp://www.togisklub.ru/vam-togistk-zadac.
Пример учебной задачи ТОГИС «Постоянство массы живого вещества».
Автор: Л.М. Титова, учитель биологии г. Владивостока.
Предмет: биология.
Класс: 10.
Тема: Живое вещество в биосфере.
Профиль: общеобразовательный.
Уровень: общий.
Методический комментарий. Решая задачу, ученики знакомятся с понятием «массы живого вещества», обращаясь к различным источникам, формируют понятие о постоянстве массы живого вещества. Данная задача может быть использована на уроках биологии, экологии и географии при рассмотрении темы «Биосфера». Ключевые слова можно использовать следующие: масса живого вещества, косное вещество, биосфера, состав биосферы, учёные о биосфере.
Текст задачи: В распределении живых организмов по видовому
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.