Технология образования в глобальном информационном сообществе (ТОГИС)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

учениками собственных материальных или духовных продуктов;

·  наличие технических возможностей доступа учеников к любым информационным источникам;

·  наличие у обучаемых необходимых технических навыков для работы с информационными источниками, реализованными в разных технологических средах (книгопечатание, телевидение, радио, информационно-коммуникационные сети и т.д.).

ТОГИС реализует идею стохастического (вероятностного) подхода к приобретению знаний. Характеризуя отличительные особенности ТОГИС, В.В. Гузеев отмечает[2]: «… самое очевидное различие состоит в том, что учебный материал не излагается учителем и не выучивается по учебнику. Знание материала возникает как бы само собой в ходе групповой работы учеников над задачами и двух туров обсуждений. Первичны задачи, фактические знания – следствие напряжённой самостоятельной работы над задачами».

ТОГИС ориентирована на создание учениками собственного интеллектуального или материального продукта и сравнение его с имеющимися культурными образцами. Хорошие предметные знания – результат непроизвольного запоминания вследствие упорной работы над решением задач, многократных споров и обсуждений, защиты своей позиции.

В ТОГИС ученик становится субъектом учения и носителем познавательной инициативы, а учитель – менеджером учебного процесса и экспертом в предметной области.

Решение учебной задачи ‑ главный элемент учебного процесса в ТОГИС является. Учебная задача включает помимо собственно познавательной задачи еще компоненты информационной задачи и указания для коллективной мыследеятельности, вырабатывающей систему ценностей (компоненты коммуникационной задачи), см. рис. 3.

Рис. 3. Компоненты учебной задачи ТОГИС

Универсальные умения, входящие в состав ТОГИС-задачи, – это набор действий при работе с информацией:

·  терминологические изыскания;

·  выделение ключевых слов;

·  контекстный поиск информации;

·  анализ информации;

·  формулирование выводов;

·  сопоставление выводов с результатами других исследователей или культурной нормой;

·  коррекция выводов и выведение следствий из них.

Педагогическое влияние на систему ценностей ученика оказывается через подбор культурных образцов, с которыми сопоставляются результаты собственной деятельности учеников.

Процедура решения учебной задачи строится по схеме, показанной на рис. 4.

Рис. 4. Организация работы над учебной задачей в ТОГИС

Работа над учебной задачей предполагает 2‑3-х разовое повторение этапов коллективной работы над решением задачи и туров слушаний.

Коллективная работа над решением задачи включает в себя формирование позиции группы, поиск, отбор и систематизацию информации с применением сетевых ресурсов; анализ информации; подготовка учащимися доклада или изготовление изделия.

Тур слушаний предполагает представление учащимися результатов работы над учебной задачей; коллективное обсуждение результатов работы; ответы учителя на вопросы учащихся.

Так, на первом туре слушаний учебные группы предъявляют результаты своей работы, основанной на своем первичном понимании учебной задачи. Предъявление им культурных образцов решения проблемы, отраженной в задаче, изменяет их представления о ней, что требует внесения изменений в продукты деятельности (доклады, изделия). Результаты этой работы предъявляются на втором туре слушаний. По итогам работы второго тура в продукты коллективной деятельности тоже могут быть внесены изменения, которые предъявляются на третьем туре слушаний.

Банке задач ТОГИС размещен на официальным сайте ТОГИС-сообщества ‑ y/banhttp://www.togisklub.ru/vam-togistk-zadac.

Пример учебной задачи ТОГИС «Постоянство массы живого вещества».

Автор: Л.М. Титова, учитель биологии г. Владивостока.

Предмет: биология.

Класс: 10.

Тема: Живое вещество в биосфере.

Профиль: общеобразовательный.

Уровень: общий.

Методический комментарий. Решая задачу, ученики знакомятся с понятием «массы живого вещества», обращаясь к различным источникам, формируют понятие о постоянстве массы живого вещества. Данная задача может быть использована на уроках биологии, экологии и географии при рассмотрении темы «Биосфера». Ключевые слова можно использовать следующие: масса живого вещества, косное вещество, биосфера, состав биосферы, учёные о биосфере.

Текст задачи: В распределении живых организмов по видовому

Похожие материалы

Информация о работе