Исследование Фуко оказало большое влияние на философскую, социологическую и политологическую мысль в Европе, политические движения и исследовательские разработки.
Литература
Тексты
Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1994.
Фуко М. Надзирать и наказывать. М., 1999.
Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб., 1997.
Фуко М. О концепции “социально опасного субъекта” в судебной психиатрии XIX столетия // Философская и социологическая мысль. Киев, 1991. № 7. С. 84–100.
Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М., 1996.
Зотов А. Ф., Мельвиль Ю. К. Буржуазная философия середины ХIХ — начала ХХ века. М., 1988.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: Кн. 4: От романтизма до наших дней. СПб., 1997.
Современная зарубежная философия: Словарь. М., 1991.
Литература для докладов и семинаров
Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.
Ильин И. П. Постмодернизм. М., 1997.
Костикова А. А. “Новая философия” во Франции: постмодернистская перспектива развития новейшей философии. М., 1996.
Линдгрен С.-О. Мишель Фуко и теория истины // Монсон П. Современная западная социология: теория, традиции, перспективы. СПб., 1992.
Визгин В. П. Мишель Фуко — теоретик цивилизации знания // Вопросы философии. 1990. № 4. С. 116–126.
Подорога В. А. Власть и познание (археологический поиск М. Фуко) // Власть: очерки современной политической философии Запада. М., 1989, С. 206–255.
Тема 4. Аналитическая философия (Философия языка). Л. Витгенштейн
Людвиг Витгенштейн (1889–1951). Биография и основные работы. Развитие логических идей в начале ХХ века. Первая мировая война. “Логико-философский трактат”. Влияние Л. Н. Толстого. Работа сельским учителем. Профессорская деятельность в Кембридже. Пересмотр идей “Трактата”. Поездка в СССР. “Философские исследования”.
“Логико-философский трактат” (1921): основные идеи: пределы мышления, обладающего объективным смыслом. Границы языка и границы мира. Атомарные и молекулярные высказывания и факты. Метафизические, религиозные, эстетические суждения за пределами мира фактов, потому лишены смысла. Философия сводится к логическому анализу и прояснению научного языка. Объектам в языке соответствуют имена, сочетаниям объектов — суждения. Истинность суждений зависит от атомарных фактов. Остальные — сложные — суждения строятся по законам логики: “Все, что может быть сказано, может быть сказано ясно. О чем невозможно сказать ясно, о том следует молчать”.
Литература
Тексты
Витгенштейн Л. Логико-филосфский трактат. М., 1958.
Витгенштейн Л. О достоверности // Вопросы философии. 1984. № 8.
Витгенштейн Л. Лекция об этике // Историко-философский ежегодник. М., 1989.
Витгенштейн Л. Заметки о “Золотой ветви” Дж. Фрезера // Историко-философский ежегодник. М., 1989.
Витгенштейн Л. Голубая книга. М., 1999.
Витгенштейн Л. Коричневая книга. М., 1999.
Витгенштейн Л. Лекции и беседы об эстетике, психологии и религии. М., 1999.
Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: Кн. 4: От романтизма до наших дней. СПб., 1997.
Современная западная философия: Словарь. М., 1991.
Литература для докладов и рефератов
Друри М. Беседы с Витгенштейном // Логос. 1999. № 1.
Крипке С. А. Витгенштейн о правилах и индивидуальном языке // Логос. 1999. № 1.
Фон Вригт Г. Х. Логика и философия в ХХ веке // Вопросы философии. 1992. № 8.
Грязнов А. Ф. Эволюция философских взглядов Л. Витгенштейна. М., 1985.
Тема 5. Экзистенциализм (Г. Марсель, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю)
Габриель Марсель (1889–1973). Биография и основные работы. Конкретность осмысления бытия. Целостное познание мира — раскрытие его абсолютной первоосновы (поиски “простого и единого ответа”) — есть религиозное переживание человека, чувствование Бога в мире и, прежде всего, в себе. Бытие — сосуществование, начинающееся с существования конкретного человека. Высказываемость истины истинной жизнью.
Гносеологическое противопоставление “проблемы” и “таинства” (“мистерии”). Действительность, понятая как проблема: субъект противостоит объекту. Отчужденный, “разбитый вдребезги” мир как предмет рационалистического познавания. Недоступность реальности объективированному знанию. Уникальность реальности. Внимание к конкретному (конкретный человек в конкретной ситуации) и неприятие абстракций.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.